ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ НОВОГО ТИПА

Авторы

  • ЕЛЕНА ЗУГУМОВНА КАРПЕНКО ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Ключевые слова:

человеческий капитал, университет нового типа, предпринимательская деятельность.

Аннотация

Предмет и цель работы. Цель работы — определение влияния университетов нового типа на формирование и развитие человеческого капитала. Предмет исследования — отношения, определяющие формирование и развитие человеческого капитала в период изменений в высшем образовании, проявляющихся в становлении новых форм образовательных учреждений.
Метод и методология проведения работы. Системный анализ проблем трансформации, происходящих в российском высшем образовании, обусловленных потребностями экономики, основанной на знаниях, привели к возникновению университетов нового для России типа.
Результаты работы. В результате проведенного исследования выявлено, что формирование и развитие человеческого капитала в университетах нового типа должно осуществляться на основе компетентного подхода к образовательному процессу. Гармоничное развитие общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, создающих общий и специфический человеческий капитал, способствует решению стратегической задачи формирования у граждан компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке: образовательной, управленческой, научной и предпринимательской политики образовательных учреждений высшего образования, моделей формирования и развития человеческого капитала. Выводы. Появление университетов нового типа является отражением потребностей общества. Реализация новых для университетов функций — процесс закономерный. При этом нельзя забывать, что важнейшей функцией университета любого типа должна оставаться образовательная функция. Недостаточное внимание к ее реализации может нанести непоправимый вред отечественному человеческому капиталу, ухудшив его качество не только в текущем периоде, но и на длительную перспективу. 

Биография автора

ЕЛЕНА ЗУГУМОВНА КАРПЕНКО, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика труда и управления персоналом» 

Библиографические ссылки

1. Бубнов Г. Г., Малышев Н. Г., Плужник Е. В., Солдаткин В. И. Высшее профессиональное образование в координатах глобализации // Электронный журнал Cloud of Science. — 2013. — № 1. — С. 5–9.
2. Дохолян С. В., Дохолян А. С. Моделирования процессов социально-экономического развития экономических территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — №4. — С.1–21.
3. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Критерии и факторы экономического роста региона // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 4. — С. 245–250.
4. Друсь Ю. П., Разумов В. И., Рыженко Л. И. К формированию модели движения человеческого капитала в современном обществе // Вестник УГПТУ-УПИ. — 2010. — № 2. — С.11–23.
5. Ицковиц Г. Волна предпринимательских университетов: от самых истоков к двигателю глобальной экономики // Журнал об инновационной деятельности. — 2014. — № 8 (190). — С. 5–14, 26.
6. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии; под ред. А. Ф. Уварова. — Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та. систем упр. и радиоэлектроники. — 2010. — 238 с.
7. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации: пер. с англ. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. — 2011. — 240 с.
8. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. — 2007. — № 1. — С. 49–62.
9. Мокроносов А. Г., Долженкова Е. В., Маврина И. Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Экономика образования. — 2011. — № 10. — С. 28–39.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 2012 г. — № 1. — Ст. 216.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г., № 53 (часть I), ст. 7598.
12. Шишов С. Е. Подготовка высококвалифицированных научных кадров в России и «утечка мозгов» // Вестник Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный Агроинженерный университет имени в. П. Горячкина. — 2010. — № 4. — С. 28–32.
13. Я не хочу быть потерянным поколением (интервью П. Г. Щедровицкого) // Кентавр. — 1994. — № 2. — С. 32–39. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/11/4/, свободный. — Загл. с экрана.
14. Ali Sasani. Investigating the Effect of Human Capital and Social Capital on Innovation Using the Fuzzy AHP Method // New York Science Journal. 2012. No. 5(11).
15. Becker G. S. Human Capital: a theoretical and empirical analysis. N. Y., 1964.
16. Kneller G. F. Introduction to the Philosophy of Education. N.Y.: John Wiley and Sons, 1971.
17. Rockoff Jonah E., Jacob Brian A., Kane Thomas J. and Staiger Douglas O. Can You Recognize an Effective Teacher When You Recruit One? // Education Finance and Policy. 2011. 6 (1). P. 43–74.
18. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy / J. Ropke // Working Paper, Department of Economics, Philipps-Universitat, Marburg, Germany. 1998.
19. Samer Khasawneh. Human Capital Planning in Higher Education Institutions: A Strategic Human Resource Development Initiative in jordan // International Journal of Educational Management. 2011. Vol. 25 Iss: 6. Р. 534–544.
20. Schuller T. Social and human capital: the search for appropriate technometholo-gy Text / T. Schuller // Policy Studies. 2000. No. 21 (1). P. 25–35.
21. Zhou Ch. The entrepreneurial university in China: nonlinear paths / Ch. Zhou, Xu-mei Peng // Science and Public Policy. 2008. Vol. 35, Is. 9. P. 637–646.

References:
1. Ali Sasani. Investigating the Effect of Human Capital and Social Capital on Innovation Using the Fuzzy AHP Method // New York Science Journal. 2012. No. 5(11).
2. Becker G.S. Human Capital: a theoretical and empirical analysis. N.Y., 1964.
3. Bubnov G. G., Malyshev N. G., Pluzhnik E. V., Soldatkin V. I. Higher vocational education in the globalization coordinates // Electronic Cloud of Science magazine. 2013. No. 1. P. 5–9.
4. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational direction of transformation: first. from English. M.: Publishing. State House. Unt – Higher School of Economics, 2011. 240 p.
5. Dokholyan S. V. Petrosyants V. Z. Criteria and factors of economic growth in the region // Problems of modern economy. 2007. No. 4. P. 245–250.
6. Dokholyan S. V., Dokholyan A. S. Modeling of processes of social and economic development of economic areas // Regional problems of economic transformation. 2011. No. 4. P. 1–21.
7. Drus Y. P., Razumov V. I., Rizhenko L. I. By the formation of human capital flow patterns in modern society // Herald UGPT-UPI. 2010. No. 2. P. 11–23.
8. Etzkowitz G. Triple Helix. Universities - Enterprises - state. Innovation in action; ed. AF Uvarov. Tomsk:
Publishing house of Tomsk. state. Univ. Ex systems. and Radio Electronics, 2010. 238 p.
9. Etzkowitz G. Wave Entrepreneurial Universities: from the very beginning to the engine of the global economy // Journal of innovation. 2014. No. 8 (190). P. 5–14, 26.
10. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL «Education act in the Russian Federation» Collection of Laws of the Russian Federation of December 31, 2012. No. 53 (Part I) Art. 7598.
11. I do not want to be a lost generation (interview P.G.Schedrovitskogo) // Kentavr. 1994. No. 2. S. 32–39. [An electronic resource]. Access mode: http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/11/4/, free. Heading from the screen.
12. Kneller G. F. Introduction to the Philosophy of Education. N.Y.: John Wiley and Sons, 1971.
13. Konstantinov G. N., Filonovich S. R. What is the entrepreneurial university // Education Matters. 2007. No. 1. P. 49–62.
14. Mokronosov A. G., Dolzhenkova E. V. Mavrina I.N. Entrepreneurship as a vector of strategic development
of university education // Economy. 2011. No. 10. P. 28–39.
15. Rockoff Jonah E., Jacob Brian A., Kane Thomas J., and Staiger Douglas O. Can You Recognize an Effective Teacher When You Recruit One? // Education Finance and Policy. 2011. 6 (1). P. 43–74.
16. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy / J. Ropke // Working Paper, Department of Economics, Philipps-Universitat, Marburg, Germany.1998.
17. Samer Khasawneh. Human Capital Planning in Higher Education Institutions: A Strategic Human Resource Development Initiative in jordan // International Journal of Educational Management. 2011. Vol. 25 Iss: 6. Р. 534–544.
18. Schuller T. Social and human capital: the search for appropriate technometholo-gy Text / T. Schuller // Policy Studies. 2000. No. 21 (1). P. 25–35.
19. Shishov S. E. Training of highly qualified scientific personnel in Russia and «brain drain» // The Bulletin of the Federal State Institution of Higher Education professionalnogo Moscow State University Agroengineering named of V. P. Goryachkina. 2010. No.4. P. 28–32.
20. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period til 2020 // Collection of Laws of the Russian Federation of January 2, 2012. No. 1. St. 216.
21. Zhou Ch. The entrepreneurial university in China: nonlinear paths / Ch. Zhou, Xu-mei Peng // Science and
Public Policy. 2008. Vol. 35. Is. 9. P. 637–646.

Загрузки

Опубликован

2016-10-31

Выпуск

Раздел

Экономика труда

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)