РОЛЬ СТЕЙКХОЛДЕРОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ

Авторы

  • САМВЕЛ БАХШИЕВИЧ ДОХОЛЯН Институт гуманитарных наук и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»

DOI:

https://doi.org/10.26726/2305-4484-2017-3-105-112

Ключевые слова:

корпоративная социальная ответственность, экология, стейкхолдеры

Аннотация

Цель работы. В статье рассматривается роль и место стейкхолдеров в повышении экологической ответственности компаний. Метод или методология проведение работы. Исследование базируется на основных положениях классической концепции корпоративной социальной ответственности А. Керолла, концепции заинтересованных сторон Э. Фримена, концепции «корпоративной совести» К. Годпастера. При проведении исследования были применены методы системного анализ анализа и анализа научной литературы. Результаты. Выявлены основные тенденции развития стейкхолдеров, как движущей силы в повышении экологической и социальной ответственности. Определена роль и место бизнес–сообщества в социальном развитии и повышении уровня социальной ответственности и качества жизни. Определены преимущества использования корпоративной социальной ответственности компаниями. Уточнено определение понятие «стейкхолдер» с позиции концепции устойчивого развития. Выявлены различия во влиянии значимости стейкхолдеров на соблюдение экологических требований в России и в западных странах. Анализ показывает, что в значительной степени в России государственные органы не прислушиваются к мнению общественных организаций и вопросы, связанные с экологическими проблемами принимаются «сверху» без участия общественности. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программ по повышению экологической ответственности компаний. Выводы. Делается вывод, что для повышения социальной и экологической ответственности необходимо повышать общественное сознание граждан, активно включая население в экологические процессы; формировать общество социального доверия; пропагандировать идеи корпоративной и экологической социальной ответственности в бизнес-сообществе.

 

Биография автора

САМВЕЛ БАХШИЕВИЧ ДОХОЛЯН, Институт гуманитарных наук и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»

к.псх.н., доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление и правоведение»; доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Библиографические ссылки

1. Благов Ю. Е. 2006. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности. Вестник С.Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (2): 3–24.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р. К. Баландина. — М.: Айрис-пресс, 2004. —216 с.
3. Государство в эпоху глобализации: экономика, политика, безопасность (Мировое развитие. Выпуск 3) / Отв. ред. – Ф.Г. Войтоловский и А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭМО РАН, 2008. – 219 с.
4. Дохолян С.Б. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в России и в США [Электронный ресурс /С.Б. Дохолян //Вестник Московского университета им С.Ю. Витте.-] 2014.- Режим доступа: http://www.muiv.ru/vestnik/eu/, свободный.- Загл. с экрана.
5. Дохолян С.Б. Основные направления развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в России/ С.Б. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики -2015. - № 2. (52) - С. 71-79
6. Дохолян С.Б. Экологическая ответственность нефтегазовых компаний в Арктике / С.Б. Дохолян // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем материалы XII международной научной конференции: в 4-х частях. 2016. С. 107-115
7. Приказ Минприроды России № 222 от 28 декабря 2000 г. «Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации».
8. Пусенкова Н.Н. Выгодность экологии / НГ-Энергия / Независимая газета [Электронный ресурс] :http: //www.ng.ru/energy/2011-05-31/14_ecology.html]
9. Фондовые рынки в контексте устойчивого развития [Электронный ресурс]:http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Capital-Markets- Sustainability-RU/$FILE/Capital-Markets-Sustainability-RU.pdf
10. Donaldson, T. and L. E. Preston (1995), “The stakeholder theory of the corporation: Concepts, evidence, and implications”, Academy of Management Review Vol. 20 No. 1, pp. 65-91.31
11. Freeman R. Edward, S. Ramakrishna Velamuri, Brian Moriarty Company Stakeholder Responsibility: A New Approach to CSR // Business Roundtable Institute for Corporate Ethics, 2006
12. Friedman, M. (1970), “The social responsibility of business is to increase its profits”, The New York Times Magazine, pp. 32-33
13. Goodpaster K. E., Mattheus J. B. Can a corporation have a conscience? // Harvard Business Review. – 1982. – 60 (1). – P. 132–141.
14. Mitchell R.-K., Agle B.-R., Wood D.-J. Toward a Theory // Academy of Stakeholder Identification and Salience. 1997. Vol. 24. № 4. P. 853–886.
15. Porter M., van der Linder C. Green and the Competitive. Ending the Stalemate // Welford R., Starkey R. (eds.) Business and the Environment. – London: Earthscan Publications Ltd., 1996.
16. Sethi, S. P. (1975), “Dimensions of corporate social performance: An analytical framework”, California Management Review Vol. 17 No. 3, pp. 58-64
17. Sethi, S. P. (1979), “A conceptual framework for environmental analysis of social issues and evaluation of business response patterns”, Academy of Management Review Vol. 4 No. 1, pp. 63-74
18. Sirotinsky Lelia Mooney. On Corporate Citizenship// Working paper. 2004.
19. Statman M. Socially Responsible Investments // Working paper, 2007. 52.
20. Werther Jr. William B., Chandler David. Strategic corporate social responsibility as global brand insurance// Business Horizons. 2005. 48, pp. 317—324.

Загрузки

Опубликован

2017-09-12

Выпуск

Раздел

Экономика природопользования и землеустройства

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)