АНАЛИЗ МАРШРУТНОЙ СЕТИ БАЗОВЫХ АЭРОПОРТОВ (ХАБОВ) ИСПАНСКОЙ БЮДЖЕТНОЙ АВИАКОМПАНИИ «VOLOTEA»: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2021-1-64-73Ключевые слова:
бюджетные авиакомпании, региональные аэропорты, аэропорты – хабы, региональные авиаперевозки, рынок авиаперевозок, «Volotea»Аннотация
Цель работы: ключевой целью проводимого исследования стал анализ маршрутной сети базовых аэропортов (хабов) испанской бюджетной авиакомпании «Volotea». Авиакомпания «Volotea» является одной из «молодых» динамично развивающихся авиакомпаний Европы в сегменте бюджетных авиаперевозок. В условиях макроэкономической нестабильности авиакомпания осуществила приобретение 3 ед. Airbus A-319-100, что демонстрирует планы авиакомпании по расширению маршрутной сети. Анализ маршрутной сети базовых аэропортов авиакомпании «Volotea» является фундаментальным фактором определения стратегии посткризисного развития. Методология и методы проведения работы. В статье представлен сравнительный анализ бюджетных авиакомпаний Европы и определена роль авиакомпании «Volotea» в структуре рынка. Авиакомпания «Volotea» в качестве базовых аэропортов (хабов) использует региональные аэропорты Испании, Италии и Франции, значительная часть маршрутов – рейсы малой и средней протяженности. Анализ маршрутной сети региональных аэропортов позволил определить роль и влияние бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети и пассажиропотока. Доля бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети региональных аэропортов Франции, Италии и Испании составляет от 40 % до 80 %. Взаимодействие бюджетных авиакомпаний и региональных аэропортов является эффективным в условиях преодоления макроэкономической нестабильности. Результаты. Результатом проведенного исследования является заключение о том, что авиакомпания «Volotea» располагает значительными ресурсами для расширения маршрутной сети и увеличения пассажиропотока. Особенностью маршрутной сети авиакомпании «Volotea» является значительная часть рейсов, выполняемых с периодичностью от 1 до 5 раз в неделю. При увеличении парка воздушных судов «Volotea» может увеличить частоту выполняемых рейсов в рамках действующей маршрутной сети, а также благодаря открытию новых направлений. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития российскими и зарубежными региональными и бюджетными авиакомпаниями, а также региональными аэропортами РФ. Опыт взаимодействия региональных аэропортов и бюджетных авиакомпаний может быть применим при расширении региональной маршрутной сети между аэропортами СКФО, ПФО, ЦФО. Выводы. Результатом преодоления кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19, может стать усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок. Сегмент бюджетных авиаперевозок активно развивается на российском рынке и может стать важным фактором эффективного посткризисного развития рынка пассажирских авиаперевозок.