СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы

  • Саният Джалалудиновна Мусаева ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
  • Саида Алирзаевна Магомедова ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
  • Изабелла Робертовна Магамедова ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-10-44-52

Ключевые слова:

выпускники интернатных учреждений, постинтернатное сопровождение, социальная адаптация

Аннотация

Цель исследования – изучение регионального опыта постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса социального сопровождения и социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Методы исследования: теоретический анализ, анализ нормативно-правовой базы и статистических данных, систематизация, сравнение и наблюдение. Результаты работы. Изучены и систематизированы понятия «социальная адаптация» и «социальное сопровождение» выпускников интернатных учреждений; проведен анализ характерных трудностей, проблем и социальных обстоятельств, затрудняющих успешность социального сопровождения и адаптации выпускников интернатных учреждений; обоснованы направления совершенствования технологий социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, которые помогут им успешно адаптироваться в новой социальной среде и выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни. Изучен опыт социального сопровождения и социальной адаптации выпускников интернатных учреждений в РД (на примере АНО «Республиканский общественный социальный центр»), предложены рекомендации по его совершенствованию. Область применения результатов. Теоретические положения, выводы и авторские рекомендации могут быть использованы в практике работы управленческих органов на местах в целях совершенствования процесса социального сопровождения и социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Выводы. В работе сделан вывод о необходимости создания эффективной системы социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на этапе их социальной адаптации, в рамках которой в первое время (2–3 года) после выхода из учреждения воспитанникам будет оказываться поддержка в виде социального сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты как с близким окружением, так и с государственными структурами. Одна из таких эффективных технологий, на наш взгляд, – это разработка и реализация социальных проектов, цель которых – создание условий для социальной адаптации выпускников интернатных учреждений через расширение необходимых знаний и навыков; содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующей их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Биографии авторов

Саният Джалалудиновна Мусаева, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

доцент кафедры  социальных и информационных технологий

Саида Алирзаевна Магомедова, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

доцент кафедры  социальных и информационных технологий

Изабелла Робертовна Магамедова, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

студентка 3 курса социального факультета

Загрузки

Опубликован

2021-02-11

Выпуск

Раздел

Экономика сферы услуг

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)