ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГООТРАСЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ (РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА)

Авторы

  • Олег Борисович Брагинский ЦЭМИ РАН
  • Георг Мартинович Татевосян ЦЭМИ РАН
  • Светлана Владимировна Седова ЦЭМИ РАН
  • Руслан Шарапутдинович Магомедов ЦЭМИ РАН

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2019-12-40-50

Ключевые слова:

многоотраслевой комплекс, программа развития, стратегическое планирование, программно-целевое управление, многокритериальная модель, оптимизация

Аннотация

Анализируется российский опыт государственного программно-целевого управления развитием многотраслевых комплексов. Методология проведения исследования. Нормативно-правовая база государственного программно-целевого управления проанализирована под углом зрения ее возможности влиять на развитие межотраслевого комплекса. С помощью математического моделирования оценено влияние организационно-экономического механизма на структуру и показатели программы развития многоотраслевого комплекса. Результаты работы. Показано, что в ходе развития российской нормативно-правовой базы государственного программно-целевого управления программа превратилась из инструмента управления производством стратегически значимой продукции в средство распределения бюджетных средств. Обоснован организационно-экономический механизм формирования государственной программы развития межотраслевого комплекса (на примере отечественной нефтегазохимии), элиминирующий методические ошибки государственного программно-целевого управления. Предложена многокритериальная оптимизационная модель, отражающая организационно-экономический механизм программно-целевого управления развитием многоотраслевого комплекса. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в процессе стратегического планирования для согласования промышленной, в частности импортозамещающей, и региональной политик, а также инвестиционных планов и проектов нефтегазохимических компаний. Выводы. Развитие нормативно-правовой базы государственного программно-целевого управления привело к утрате государственной программой индикативной роли, выражающейся в ее способности задавать вектор долгосрочного развития, в первую очередь за счет формирования устойчивых связей между всеми участниками процесса стратегического планирования. Разработка альтернативных вариантов структуры программы развития позволяет учитывать различные комбинации состава участников, источников финансирования, мер экономического стимулирования и сроков реализации, способствуя повышению эффективности и результативности государственного программно-целевого управления развитием межотраслевых комплексов.

 

Биографии авторов

Олег Борисович Брагинский, ЦЭМИ РАН

главный научный сотрудник

Георг Мартинович Татевосян, ЦЭМИ РАН

ведущий научный сотрудник

Светлана Владимировна Седова, ЦЭМИ РАН

старший научный сотрудник

Руслан Шарапутдинович Магомедов, ЦЭМИ РАН

научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2020-08-10

Выпуск

Раздел

Экономика промышленности