ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГООТРАСЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ (РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА)
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2019-12-40-50Ключевые слова:
многоотраслевой комплекс, программа развития, стратегическое планирование, программно-целевое управление, многокритериальная модель, оптимизацияАннотация
Анализируется российский опыт государственного программно-целевого управления развитием многотраслевых комплексов. Методология проведения исследования. Нормативно-правовая база государственного программно-целевого управления проанализирована под углом зрения ее возможности влиять на развитие межотраслевого комплекса. С помощью математического моделирования оценено влияние организационно-экономического механизма на структуру и показатели программы развития многоотраслевого комплекса. Результаты работы. Показано, что в ходе развития российской нормативно-правовой базы государственного программно-целевого управления программа превратилась из инструмента управления производством стратегически значимой продукции в средство распределения бюджетных средств. Обоснован организационно-экономический механизм формирования государственной программы развития межотраслевого комплекса (на примере отечественной нефтегазохимии), элиминирующий методические ошибки государственного программно-целевого управления. Предложена многокритериальная оптимизационная модель, отражающая организационно-экономический механизм программно-целевого управления развитием многоотраслевого комплекса. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в процессе стратегического планирования для согласования промышленной, в частности импортозамещающей, и региональной политик, а также инвестиционных планов и проектов нефтегазохимических компаний. Выводы. Развитие нормативно-правовой базы государственного программно-целевого управления привело к утрате государственной программой индикативной роли, выражающейся в ее способности задавать вектор долгосрочного развития, в первую очередь за счет формирования устойчивых связей между всеми участниками процесса стратегического планирования. Разработка альтернативных вариантов структуры программы развития позволяет учитывать различные комбинации состава участников, источников финансирования, мер экономического стимулирования и сроков реализации, способствуя повышению эффективности и результативности государственного программно-целевого управления развитием межотраслевых комплексов.