ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-11-323-330Ключевые слова:
региональное развитие, программно-целевое бюджетирование, государственная программа, инвестиционный проектАннотация
Целью работы является изучение влияния принципов российской модели программно-целевого бюджетирования на региональное развитие. Анализируется, во-первых, характер вертикальных отношений в процессе разработки федеральных и региональных государственных программ и, во-вторых, роль предпринимательского сообщества в процессе программно-целевого управления региональным развитием. Методология проведения исследования. Для достижения поставленной в работе цели используется методология программно-целевого бюджетирования, а также методология программно-целевого планирования и управления, активно развивавшаяся в СССР в 1970-1980-х гг. Результаты работы. Выявлено и обосновано наличие проблемы копирования государственными программами регионального уровня целей государственных программ федерального уровня. Данное явление объясняется, во-первых, особенностями российской модели бюджетного федерализма, а, во-вторых, – нормативно закрепленным порядком согласования документов стратегического планирования федерального и регионального уровней. Выявлены и эмпирически подтверждены недостатки российской модели программно-целевого бюджетирования, снижающие эффективность взаимодействия государства и бизнеса в процессах разработки и реализации государственных программ регионального развития. Несмотря на то, что в реальном секторе экономики мероприятия государственных программ (меры правового регулирования и мероприятия государственной поддержки) направлены на обеспечение инвестиционных проектов предпринимательского сообщества, последнее не принимает участия в процессе разработки государственных программ. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в процессе совершенствования нормативно-правового и методического обеспечения российской системы стратегического планирования. Выводы. Для повышения эффективности управления региональным развитием действующая российская модель программно-целевого бюджетирования должна быть реконструирована. Особое внимание необходимо уделить решению проблемы определения, во-первых, вклада федеральных и региональных органов исполнительной власти в программный результат, а, во-вторых, роли и места инвестиционных проектов в государственной программе.