ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ: СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА

Авторы

  • МАДИНА МАГОМЕДКАМИЛОВНА ШАХБАНОВА ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии» ДНЦ РАН
  • ЗАИД МАГОМЕДОВИЧ АБДУЛАГАТОВ ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии» ДНЦ РАН

Ключевые слова:

этническая, религиозная, республиканская, государственно-гражданская идентичность, типы социальной идентичности, дагестанские народы.

Аннотация


В статье рассматривается проявление типов социальной идентичности в массовом сознании дагестанских народов. По результатам социологических исследований сделан вывод о доминировании республиканского типа социальной идентичности, при одновременном укреплении пассивных и деструктивных форм этнической идентичности в виде гипо- и гиперидентичности. Превалирование одного из типов социальной идентичности в массовом сознании сопровождается, с одной стороны, усилением соперничества между ними, с другой, отождествлением разных типов. Наше исследование показывает, что для каждого типа социальной идентичности характерна своя ценностно-символическая система их воспроизводства. Индикаторами этнической идентичности
выступают «национальный язык», «национальные традиции, обычаи», «религия», «совместная жизнь на определённой территории», «историческая территория моего народа», «историческое прошлое», «общность характера, схожесть поведения», республиканской идентичности — «длительность совместного проживания на одной территории», «общая история всех дагестанских народов», «схожесть традиций, обычаев, национальной культуры», «историческая память всех дагестанских народов» «национальный характер, национальная психология» «религия», российской идентичности — «общее гоcударство», «ответственность за страну», «родная земля, общая территория проживания», «русский язык — как язык межнационального общения», «общее историческое прошлое, историческая память», «единая правовая система». В ходе проведённого исследования установлено, что религия не является важным этноинтегрирующим и этнодифференцирующим показателем, однако её важность в процессах формирования этнической идентичности довольно значительна. Поэтому наряду с индикаторами воспроизводства этнической идентичности религиозная само­идентификация является неизменным элементом построения этнической идентичности и играет важную роль в процессах формирования этногрупповой солидарности.

Биографии авторов

МАДИНА МАГОМЕДКАМИЛОВНА ШАХБАНОВА, ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии» ДНЦ РАН

д.соц.н., ведущий научный сотрудник 

ЗАИД МАГОМЕДОВИЧ АБДУЛАГАТОВ, ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии» ДНЦ РАН

к.фил.н., заведующий Отделом социологии 

Библиографические ссылки

1. Арутюнова, Е. М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодёжи : на примере московских студентов : автореф. … канд. соц. н. — М., 2007. 2. Дробижева, Л. М. Государственная и этническая идентичность : выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в cовременной России ; отв. ред. В.С. Магун. — М., 2006. С. 10–29.
3. Санина, А. Формирование российской идентичности : гражданско-государственный подход // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 57–65.
4. Зорькин, В. Д. Как сохранить государство в эпоху этносоциального многообразия // Российская газета. № 5579. 13 сентября 2011 г.
5. Арутюнян, Ю. В. Об этнических диаспорах в русской среде // Социологические исследования. 2013. № 7. С. 34–44.
6. См.: Паин, Э. А. Проблемы самоидентификации россиян : со страной, с регионом, с этническим сообществом // Проблемы идентичности : человек и общество на пороге третьего тысячелетия. — М., 2003. С. 5–21.
7. Файзуллин, Ф. С., Зарипов, А. Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 40–47.
8. См.: Гимбатова, М. Б. Культура поведения и этикет ногайцев в семейном и общественном быту (XIX – нач. XX в.). — Махачкала : ИД «Эпоха», 2007; Гимбатова, М. Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана XIX – начало ХХ в. — Махачкала : ИД «Эпоха», 2014; Гимбатова, М. Б. Гендерная асимметрия социализации детей в семье у тюркоязычных народов Дагестана в XIX – начале XX в. // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2011. № 25. С. 36–47; Гимбатова, М. Б. Коммуникативные формы поведения ногайцев в обычае взаимопомощи «шавшеке» // Изучение культурного наследия народов России — актуальная задача : материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. — Махачкала, 2007. С. 146–150.
9. Пучков, П. И. Соотношение этнического и конфессионального в России // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах). — М. : Институт социологии РАН, 2008.
10. Пучков, П. И. Указ. соч. С. 88.
11. Курбанов, М. Р., Курбанов, Г. М. Религия в культуре народов Дагестана. — Махачкала : Изд.-полиграф. центр ДГУ, 1996.

Загрузки

Опубликован

2016-07-29

Выпуск

Раздел

Экономика народонаселения и экономика труда