РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ АРКТИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы

  • Елена Петровна Башмакова Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)
  • Михаил Васильевич Ульченко Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2019-12-88-96

Ключевые слова:

транспорт, Арктика, грузооборот, Северный морской путь

Аннотация

Цель работы. Цель работы заключается в анализе современного этапа развития Северного морского пути и инфраструктуры арктической транспортной системы. Метод или методология проведения работы. При написании настоящей статьи авторами были использованы инструменты, современные методы и формы экономического анализа. Основой для проведения исследования послужили научные статьи, нормативно-правовые акты, а также официальные статистические данные. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что, как и любая другая страна, обладающая прямым выходом к Северному Ледовитому океану, Российская Федерация должна иметь развитую транспортную систему в Арктической зоне. Результаты. Слабая развитость наземной транспортной инфраструктуры в регионах, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации, а также дороговизна альтернативных вариантов – воздушных и речных перевозок, позволяет утверждать, что морской транспорт является единственно приемлемым вариантом для транспортировки грузов, обеспечения жизнедеятельности населения и промышленных производств. Именно поэтому обеспечение морской транспортировки в регионах Арктической зоны Российской Федерации имеет приоритетное стратегическое значение: – реализация планов развития инфраструктуры СМП обеспечит круглогодичную работу арктической магистрали в период 2030–2035 годов и рост грузооборота СМП до 80 млн т к 2024 году с дальнейшим увеличением до 110–120 млн т к 2030 году и до 160 млн т к 2035 году; – наиболее эффективным для транспортной системы Арктики является создание специализированной флотилии, используемой только на трассе СМП при доставке грузов до замыкающих СМП хабов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском, откуда они могут развозиться уже любыми судами, в том числе высокой грузоподъемности; – при соответствующем подходе услуги по транспортировке грузов по СМП, наряду с доходами от реализации нефтегазовой продукции, могут превратиться в высокодоходную статью экспорта в российской Арктике. Выводы. На основании проведенного анализа состояния Северного морского пути и инфраструктуры арктической транспортной системы был сделан вывод о том, что широкомасштабное освоение ресурсов, в том числе и на шельфе арктических морей, а также устойчивое социально-экономическое развитие регионов Арктической зоны Российской Федерации возможно только при наличии развитой логистики.

 

Биографии авторов

Елена Петровна Башмакова, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)

к.э.н., доцент, в.н.с.

Михаил Васильевич Ульченко, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)

к.э.н., доцент в.н.с. в.н.с.

Загрузки

Опубликован

2020-08-10

Выпуск

Раздел

Транспорт и логистика