ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ: зарубежный опыт

Авторы

  • Михаил Васильевич Ульченко Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)
  • Игорь Владимирович Селин Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2019-11-172-181

Ключевые слова:

Арктика, стратегия, государственная политика, зарубежный опыт, развитие, факторы

Аннотация

Цель работы. Цель работы заключается в анализе зарубежного опыта проводимой государственной политики в отношении арктических регионов. Метод или методология проведения работы. При написании настоящей статьи авторами были использованы инструменты, современные методы и формы экономического анализа. Основой для проведения исследования послужили научные статьи, нормативно-правовые акты, а также официальные статистические данные. Проведенный анализ позволил определить основные факторы, оказывающие влияние на государственную политику зарубежных стран в отношении своих арктических территорий. Результаты. На основании проведенного анализа зарубежного опыта были определены основные факторы, оказывающие влияние на государственную политику зарубежных стран в отношении своих арктических регионов, выражающуюся в разработке, принятии и реализации стратегий и программ поддержки этих территорий: – наличие значительных запасов природных ресурсов, в первую очередь нефти, природного газа и редкоземельных металлов, для извлечения которых не всегда целесообразно использование вахтового метода освоения месторождений; – изменение климата, повлекшее высвобождение ото льда значительных площадей акватории Северного Ледовитого океана, что создает предпосылки как для промышленного освоения этих зон (добыча нефти и природного газа), так и для усиления военной составляющей в связи с устранением естественных природных преград для пересечения границ арктических государств; – отсутствие общепризнанных международных нормативно-правовых актов, регламентирующих разделение акватории Северного Ледовитого океана. Это не только создает условия для обострения борьбы за ресурсы Арктики, но и дает возможность ряду стран выступать с заявлениями о необходимости придания международного статуса таким национальным магистралям, как Северный морской путь и Северо-Западный проход. Выводы. Проведенный анализ зарубежного опыта показал, что развитие арктических регионов, как и в Российской Федерации, основывается на эксплуатации природных ресурсов. При этом для обеспечения устойчивого развития своих арктических территорий все государства прибегают к разработке и реализации стратегий и программ. Важнейшей проблемой, препятствующей глобальному освоению ресурсов данного макрорегиона, является отсутствие общепризнанных международных нормативно-правовых актов, регламентирующих разделение акватории Северного Ледовитого океана.

Биографии авторов

Михаил Васильевич Ульченко, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник

Игорь Владимирович Селин, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИЭП КНЦ РАН)

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2020-07-24

Выпуск

Раздел

Региональная экономика