РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЕВРОПЕЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-11-254-258Ключевые слова:
социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальное предприятие за рубежомАннотация
Целью данного исследования является обобщение и углубление теоретических основ социального предпринимательства и анализ роли государства в социальном предпринимательстве на американском и европейском рынках. Метод или методология проведения работы. Исследование выполнено с использованием комплекса как общенаучных, так и специальных методов. Теоретические результаты получены с использованием системного подхода к исследованию сложных экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Результаты. Полученные в ходе исследования результаты в совокупности решают актуальную научно-практическую задачу, которая заключается в разработке и обосновании инструментов активизации развития социальных предприятий в России на примере американского и европейского опыта. Область применения результатов. Данное исследование позволит улучшить процесс формирования и реализации организационных механизмов развития социальных предприятий в России. Выводы. Социальное предприятие – это принципиально новый тип субъектов хозяйствования, возникший в конце XX в. в ответ на неэффективность традиционных способов решения социальных проблем. Основное отличие социального предприятия от других субъектов хозяйствования заключается в превалировании социальной цели над его бизнес-целью, ограничении на распределение прибыли между его владельцами и обеспечении прозрачности его деятельности. Особенности социально-экономического развития США и стран Западной Европы обусловили формирование двух концепций социального предпринимательства. В американской концепции социальное предприятие рассматривается как бизнес-организация, ориентированная на решение социальных проблем. В европейской концепции ключевым результатом деятельности предприятия является социальный, а бизнес-результат рассматривается как дополняющий. Обобщение специальной литературы по данной проблематике свидетельствует, что общими характеристиками отечественных и иностранных социальных предприятий являются небольшие масштабы деятельности (это, как правило, малые и микропредприятия) и чрезвычайно широкий спектр видов деятельности по приоритетности сферы услуг.