СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы

  • Абас Шапиевич Ахмедуев ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»

DOI:

https://doi.org/10.26726/2305-4484-2017-1-53-67

Ключевые слова:

регион, экономика, государственное регулирование, стратегическое управление, методологические основы, административная реформа, управление результатами

Аннотация

Цель работы. В статье рассматриваются вопросы формирования и функционирования системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона России на примере Республики Дагестан. Метод. Использован сравнительный логический, системный и статистический анализ. Результаты работы. Выявлены основные тенденции глобализации, кардинальной инновационной трансформации и нестабильности мировой экономики, формирования единого мирового рынка, интеграции и усиления взаимозависимости экономик развитых и развивающихся стран. Все это приводит к масштабным диспропорциям, перманентным кризисам в мировой экономике. В этих условиях устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие объективно возможно только при эффективном государственном регулировании. Государственное регулирование экономического и социального развития особенно актуально для России и ее регионов. Для усиления роли и ответственности государства и органов власти за устойчивое и сбалансированное развитие необходимо преобразовать действующую фрагментарную систему государственного регулирования в цельную формализованную систему государственного стратегического управления. Правовую и методологическую основу для этого создает Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В Республике Дагестан формирование эффективной системы стратегического управления предусматривает закон о стратегическом планировании в Республике Дагестан и закон об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. Однако до сего времени система стратегического управления в республике не сформирована, ключевые положения этих законов не реализуются, необходимая для этого система стратегического планирования на муниципальном уровне не создана, планы мероприятий по реализации стратегии республики до 2025 года не отвечают требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и не обеспечивают достижение стратегических целей — поэтапных количественных показателей (индикаторов) по временным этапам. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для формирования эффективной системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона. Выводы. Для обеспечения долгосрочного устойчивого роста экономики необходимо усилить роль государственного регулирования путем создания на основе федеральных и республиканских законодательных актов эффективной цельной формализованной системы стратегического управления социально-экономическим развитием Республики Дагестан.

 

Биография автора

Абас Шапиевич Ахмедуев, ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник

Библиографические ссылки

1. Ахмедуев А. Ш. Государственное регулирование экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 1. — С. 25–31.
2. Ахмедуев А. Ш. Социальная политика и социальные функции государства // Вопросы структуризации экономики. — 2010. — № 2. — С. 120–124.
3. Багомедов М. А., Мусаева А. З. Государство — главный фактор социального развития региона и вызовы глобализации // Вопросы структуризации экономики. — 2012. — № 4. — С. 82–85.
4. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти. Государство и право. — М.: Изд-во ИНФРА-М. 2007. 160 с.
5. Борщевский Г. А. Реформирование российской государственной службы в зеркале бюджетных расходов // Вопросы экономики. — 2016. — № 8. — С. 57–73.
6. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике ХХI века // Вопросы экономики. — 2016. — № 1. — С. 63–80.
7. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Социально-экономическая политика региона: теоретико-методологический подход // Апробация. — 2014. — № 9. — С. 24–36.
8. Закон РД от 12 ноября 2015 года № 89 «О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденную Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38.
9. Зельднер А. Г. Концептуальные подходы к стратегии и тактике государственного регулирования экономики. М.: Институт экономики РАН, 2007.
10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 1999. 352 с.
11. Клименко А. В. Минченко О. С. Полномочия, функции и услуги исполнительной власти: соотношение, классификация и основные характеристики // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2016. — № 1. — С. 7–37.
12. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. — М.: ЗАО «Финстатинформ». — 1997.
13. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. — 2015. — № 10. — С. 5–29.
14. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. — 2016. — № 10. — С. 5–30.
15. Постановление Правительства РД от 14 апреля 2016 г. № 97 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2016–2020 годы».
16. Самуэльсон П. Экономика. — М.: Издательство «Прогресс», 1964. 843 с.
17. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
18. Эйхенгрин Б. Зеркальная галерея: Великая депрессия, Великая рецессия, усвоенные и неусвоенные уроки истории. М.: Изд-во Института Гайдара. — 2016.
19. Jocelyne Bourgon. A new synthesis of public administration: Serving in the 21st century. McGill-Queen's University Press, 2011. 430 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mqup.ca/new-synthesis-of-public-administration--a-products-9781553393122.php, свободный. — Загл. с экрана.
20. Mitrofanova I. V., Starokozheva G. I., Mitrofanova I. A., Shkarupa E. A., Batmanova V. V. Ecological External Effects of the Functioning of the Economic Complex of the South of Russia. Regional and Sectoral Economic Studies, 2015. Vol. 15–1. P. 97–114. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.usc.es/economet/journals2/eers/eers1518.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
21. Plotnikov V., Fedotova G., Popkova E., Kastyurina A. Harmonization of Strategic Planning Indicators of Territories’ Socioeconomic Growth. Regional and Sectoral Economic Studies. — 2015. Vol. 15–20. P. 105–114. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.usc.es/economet/journals2/eers/eers1527.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
22. Robert Engle. Anticipating Correlations: A New Paradigm for Risk Management. Princeton University Press, 2009. 176 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://press.princeton.edu/titles/8768.html, свободный. — Загл. с экрана.
23. Stephanie P. Newbold. All but Forgotten: Thomas Jefferson and the Development of Public Administration. State University of New York Press, 2010. 131 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://katalog.baskent.edu.tr/client/en_US/default/search/detailnonmodal?qu=Public+administration.&d=ent%3A%2F%2FSD_ILS%2F0%2FSD_ILS%3A249155~ILS~0~627&ps=300, свободный. — Загл. с экрана.

Загрузки

Опубликован

2017-09-26

Выпуск

Раздел

Региональная экономика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>