ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕРИДИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАНЗИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ МАРШРУТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР – ЮГ»

Авторы

  • Кобилжон Ходжиевич Зоидов ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН
  • Алексей Анатольевич Медков Институт проблем рынка РАН
  • Зафар Кобилджонович Зоидов Институт проблем рынка РАН

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-12-125-142

Ключевые слова:

меридиональная трансформация, транспортно-транзитная система, международные транспортные коридоры «Север-Юг», Индия, страны Глобального Юга, новая экономическая реальность, внешнее санкционное давление, экономический суверенитет, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт

Аннотация

Исследование направлено на выявление и анализ проблем и перспектив меридиональной трансформации транспортно-транзитной системы (ТТС) России с использованием традиционных маршрутов международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» в условиях внешнего санкционного давления, переформатирования конфигурации транспортно-логистического комплекса и направлений грузопотоков. Цель. Выявление слабых сторон традиционных маршрутов МТК «Север – Юг», многие из которых не могут быть преодолены в краткосрочной и среднесрочной перспективе, оценка перспектив развития транспортных коммуникаций в рамках коридора. Задачи. Обосновать необходимость и актуальность меридиональной трансформации ТТС России путём развития морских и сухопутных перевозок по традиционным маршрутам МТК «Север – Юг». Выявить производственно-технологические, экономические и организационно-институциональные проблемы функционирования Западного железнодорожно-автомобильного маршрута, Транскаспийского водно-сухопутного маршрута, Восточного и Нового Восточного железнодорожных маршрутов МТК «Север – Юг». Дать описание и оценку основных проектов и мероприятий по повышению конкурентных преимуществ коридора. Дать оценку перспективам транспортно-транзитного обеспечения торгово-экономического и инновационно-инвестиционного взаимодействия России, Индии и других стран Глобального Юга. Методология. В исследовании использованы методы эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности экономики и технико-экономических укладов, экспертных и аналитических оценок. Результаты. Установлено, что в условиях внешнего санкционного давления задачи укрепления экономического суверенитета и обеспечения национальной безопасности России в транспортно-логистической области определяют необходимость и актуальность меридиональной трансформации ТТС страны. Доказана целесообразность создания единого транспортно-логистического оператора на маршрутах «Север – Юг». Указано, что при налаживании взаимодействия со странами Африки России предпочтительно взаимодействовать с Китаем в рамках сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС и Инициативы «Пояс и путь». Выводы. Насущная задача меридиональной трансформации ТТС России требует развития нескольких направлений по маршрутам Северная Азия (Азиатская Россия) – Центральная Азия – Южная/Западная Азия и Северная Азия (Азиатская Россия) – Восточная Азия.

Биографии авторов

Кобилжон Ходжиевич Зоидов, ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН

к.ф-м.н., доцент, заведующий лабораторией

Алексей Анатольевич Медков, Институт проблем рынка РАН

к.э.н., ведущий научный сотрудник, руководитель Центра

Зафар Кобилджонович Зоидов, Институт проблем рынка РАН

руководитель Центра информационного администрирования, научный сотрудник Лаборатории интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Загрузки

Опубликован

2024-01-12

Выпуск

Раздел

Транспорт и логистика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 > >>