ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕРИДИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАНЗИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ МАРШРУТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР – ЮГ»
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-12-125-142Ключевые слова:
меридиональная трансформация, транспортно-транзитная система, международные транспортные коридоры «Север-Юг», Индия, страны Глобального Юга, новая экономическая реальность, внешнее санкционное давление, экономический суверенитет, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспортАннотация
Исследование направлено на выявление и анализ проблем и перспектив меридиональной трансформации транспортно-транзитной системы (ТТС) России с использованием традиционных маршрутов международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» в условиях внешнего санкционного давления, переформатирования конфигурации транспортно-логистического комплекса и направлений грузопотоков. Цель. Выявление слабых сторон традиционных маршрутов МТК «Север – Юг», многие из которых не могут быть преодолены в краткосрочной и среднесрочной перспективе, оценка перспектив развития транспортных коммуникаций в рамках коридора. Задачи. Обосновать необходимость и актуальность меридиональной трансформации ТТС России путём развития морских и сухопутных перевозок по традиционным маршрутам МТК «Север – Юг». Выявить производственно-технологические, экономические и организационно-институциональные проблемы функционирования Западного железнодорожно-автомобильного маршрута, Транскаспийского водно-сухопутного маршрута, Восточного и Нового Восточного железнодорожных маршрутов МТК «Север – Юг». Дать описание и оценку основных проектов и мероприятий по повышению конкурентных преимуществ коридора. Дать оценку перспективам транспортно-транзитного обеспечения торгово-экономического и инновационно-инвестиционного взаимодействия России, Индии и других стран Глобального Юга. Методология. В исследовании использованы методы эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности экономики и технико-экономических укладов, экспертных и аналитических оценок. Результаты. Установлено, что в условиях внешнего санкционного давления задачи укрепления экономического суверенитета и обеспечения национальной безопасности России в транспортно-логистической области определяют необходимость и актуальность меридиональной трансформации ТТС страны. Доказана целесообразность создания единого транспортно-логистического оператора на маршрутах «Север – Юг». Указано, что при налаживании взаимодействия со странами Африки России предпочтительно взаимодействовать с Китаем в рамках сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС и Инициативы «Пояс и путь». Выводы. Насущная задача меридиональной трансформации ТТС России требует развития нескольких направлений по маршрутам Северная Азия (Азиатская Россия) – Центральная Азия – Южная/Западная Азия и Северная Азия (Азиатская Россия) – Восточная Азия.