ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА этапе профессионального обучения в университете

Авторы

  • Камила Абдурашидовна Омарова ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
  • Заира Исламовна Зубаилова ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-12-101-108

Ключевые слова:

soft skills, личностное развитие, выпускники вузов, студенты, профессиональные требования, рынок труда, формы обучения, тренинги, проектное обучение

Аннотация

Цель работы. Исследовать различные подходы к определению и содержанию предметного поля понятия «soft skills», обосновать важность развития «гибких навыков» у студентов – будущих специалистов по социальной работе и определение наиболее эффективных методов и технологий их развития. Актуальность проблемы обусловлена тем, что, несмотря на активное обсуждение проблемы развития soft skills у студентов в отечественной и зарубежной литературе, уровень их развития очень низкий и требует детализации в определении их детерминант и научно и практически обоснованных методов и технологий развития метапредметных навыков личностного развития. Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы (сравнительно-сопоставительный анализ проблемного поля объекта исследования в отечественной и зарубежной литературе), методы педагогического наблюдения процесса и результатов сформированности soft skills обучающихся в условиях внеучебной проектной и социально-полезной практики у студентов – будущих специалистов по социальной работе, в том числе и с использованием автоматизированных диагностических тестовых процедур. Результаты. Уточнено понятие «soft skills» и его содержательные компоненты. Обоснована важность развития универсальных, неспециализированных навыков, которые повышают эффективность профессионального и личного взаимодействия с другими людьми. Определены наиболее продуктивные формы развития «гибких навыков» у выпускников университета, позволяющие обеспечить в последующем более быструю адаптацию к требованиям работодателей на рынке труда. Обоснована успешность использования проектного и тренингового подхода в развитии soft skills у студенческой молодежи. Область применения результатов. Материалы можно использовать для теоретико-методического обоснования учебных и внеучебных программ развития soft skills у студенческой молодежи. Выводы. Обоснована успешность использования проектного и тренингового подхода в развитии soft skills у студенческой молодежи с целью формирования эффективной траектории личностного развития студентов – будущих специалистов по социальной работе в процессе их профессионального обучения в вузе.

Биографии авторов

Камила Абдурашидовна Омарова, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

к.э.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий

Заира Исламовна Зубаилова, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

студентка 4 курса социального факультета

Загрузки

Опубликован

2024-01-12

Выпуск

Раздел

Экономика сферы услуг

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)