КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ЭВОЛЮЦИИ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ В АЗИАТСКОЙ РОССИИ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-11-92-105Ключевые слова:
Азиатская Россия, торговые пути, инновационно-индустриальные пояса, транспортно-транзитные системы, международные транспортные коридоры, моделирование, организации, институты, Транссиб, направление «Север – Юг», железные дороги, пограничные переходыАннотация
В статье изложены концептуальные подходы к моделированию эволюции торговых путей в Азиатской России. Цель: Выделить факторы ослабления транспортной связанности Европейской и Азиатской России, классифицировать основные проблемы социально-экономического и организационно-институционального развития Азиатской России и пути их преодоления. Задачи: Доказать необходимость и актуальность моделирования прорывного инновационного проекта дальнейшей "сверхмагистрализации" транспортно-транзитной системы Азиатской России с концентрацией доходов в наднациональной транспортно-транзитной структуре с последующим распределением доходов через бюджетную систему, функционирование обслуживающих и сопутствующих производств и непосредственно через финансово-хозяйственную, инновационно-инвестиционную и социально-культурную политику компании. В исследовании использованы методы историко-экономического анализа, теории производственно-технологической сбалансированности экономики, системной парадигмы, эволюционно-институциональной теории, экспертных и аналитических оценок. На основе обзора научных подходов выдвинута гипотеза, что существующие подходы к моделированию международных транспортных коридоров не отражают всей широты и многогранности функционирования торговых путей и их инновационно-индустриальных поясов в системе формирования Глобальной Евразии по направлению "Север - Юг". Представлены разработанные авторами блоки моделирования функционирования и развития торговых путей в Азиатской России в условиях новой экономической реальности, разворота экспортно-импортных и транзитных грузопотоков на Юг и Восток. Особое внимание уделено организационно-институциональным факторам преодоления негативных сторон "сверхмагистрализации" транспортно-транзитной системы Азиатской России, как основы функционирования транзитной экономики. Показано, что обеспечение безопасности функционирования транспортных коммуникаций, торговых путей и их инновационно-индустриальных поясов должно быть возложено на корпоративные службы безопасности наднациональной компании. Сделан обоснованный вывод, что процветающее будущее Азиатской России возможно только путём встраивания её экономики в мировое хозяйство (глобальные цепочки поставок) через механизм межгосударственно-корпоративного партнёрства.