"ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЕЗДОЛЕННОСТЬ" РОССИИ КАК проблема и фактор экономического развития

Авторы

  • Кобилжон Ходжиевич Зоидов Институт проблем рынка РАН
  • Ирина Михайловна Морозова ФГБОУ «Государственный университет управления»
  • Асрор Алижонович Урунов ФГБОУ «Государственный университет управления»

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-4-130-136

Ключевые слова:

континентальность территории России, экономическое развитие, эволюционно-институциональная теория, теория производственно-технологической сбалансированности, транспортно-транзитная система, морской транспорт, пространственная экономика

Аннотация

Предмет: Экономическое значение континентальности российской территории. Цель: Выявление предпосылок формирования органически единой континентальной экономики России, имеющей центр тяжести внутри страны. Задачи: Обосновать, что континентальность территории России, с одной стороны, выступает фактором ее экономической уязвимости, а с другой – заключает в себе потенциал экономического развития. Объект исследования: Российская экономика как континентальное (материковое) хозяйство. Методология: В исследовании использованы методы историко-экономического анализа, теории производственно-технологической сбалансированности экономики, системной парадигмы, эволюционно-институциональной теории, экспертных и аналитических оценок. Результаты: События последнего времени ясно показали опасность экономической взаимозависимости, вследствие которой Россия стала жертвой ограничительных мер со стороны недружественных стран. Континентальность российской территории несет в себе идею хозяйственной самодостаточности, возможности завершения в пределах географического мира России основных процессов экономического обмена. Однако, поскольку экономическое самоутверждение никогда не достигнет своей полной завершенности, то в определенной степени останется место океаническому принципу связи с мировым рынком. Выводы. В своем экономическом развитии Россия уже идет к созданию новой мощной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей, и к интенсификации своего сельского хозяйства. Транспортная необеспеченность континентальных областей не позволяет рассчитывать на мировой рынок и побуждает создавать новые центры производства ранее импортированных продуктов. Это, в свою очередь, расширит основу и будет способствовать внутриматериковой консолидации, интенсивному использованию принципа "континентальных соседств". Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при корректировке приоритетов и направлений пространственного развития России, ее внутренней и внешней экономической политики.

Биографии авторов

Кобилжон Ходжиевич Зоидов, Институт проблем рынка РАН

к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Ирина Михайловна Морозова, ФГБОУ «Государственный университет управления»

к.э.н., доцент

Асрор Алижонович Урунов, ФГБОУ «Государственный университет управления»

д.э.н., профессор

Загрузки

Опубликован

2023-08-20

Выпуск

Раздел

Транспорт и логистика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 > >>