ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТНО-ТРАНЗИТНОЙ СИСТЕМЕ СССР И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы

  • Кобилжон Ходжиевич Зоидов Институт проблем рынка РАН
  • Алексей Анатольевич Медков Институт проблем рынка РАН
  • Зафар Кобилджонович Зоидов Институт проблем рынка РАН

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-2-103-116

Ключевые слова:

эволюционное развитие, транспортно-транзитная система, новая экономическая реальность, внешнее санкционное давление, инфраструктурные проекты, СССР, нововведения, железнодорожный транспорт, перевозочные технологии, производство, институты, организации

Аннотация

Исследование направлено на выявление и анализ основных производственно-технологических и организационно-институциональных нововведений в транспортно-транзитной системе СССР и их развитие в современной России. Цель. Привести систему доказательств, что новая экономическая реальность открывает и делает необходимым использование опыта инфраструктурного обеспечения пространственно-хозяйственного развития СССР и функционирования транспортно-транзитной системы (ТТС) на основе железнодорожных перевозок грузов. Задачи. Провести историко-экономический анализ эволюции производственно-технологических и организационно-институциональных нововведений в ТТС страны, выявить и провести систематизацию производственно-технологических и организационно-институциональных нововведений, оценить их значение для пространственно-хозяйственного развития СССР и вклад в развитие ТТС России в условиях внешнего санкционного давления. Методология. В исследовании использованы методы эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности экономики и технико-экономических укладов, исторического подхода, экспертных и аналитических оценок. Результаты. Дальнейшее производственно-технологическое развитие ТТС России связано с формированием инновационно-индустриальных поясов современных торговых путей и во многом совпадает с направлениями научно-технического прогресса в области перевозочных процессов в годы существования СССР. Дальнейшая организационно-институциональная модернизация ТТС России заключается в корпоративизации транспортно-транзитной деятельности с учетом советского опыта работы крупных внешнеторговых структур и «суперорганизаций», создании надгосударственной политико-экономической и военно-коммерческой структуры, функционирующей на принципах межгосударственно-корпоративного партнерства. Выводы. На основе проведенного исследования был сделан вывод, что производственно-технологические и организационно-институциональные нововведения, внедренные в годы существования СССР, разработанные и частично реализованные инфраструктурные проекты, накопленные наработки и компетенции будут востребованы при формировании перспективного транспортного коридора Северный Ледовитый океан – Индийский океан, строительстве Приполярной магистрали и образовании «транспортного креста» – узлового логистического центра в Арктической зоне России.

Биографии авторов

Кобилжон Ходжиевич Зоидов, Институт проблем рынка РАН

к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Алексей Анатольевич Медков, Институт проблем рынка РАН

к.э.н., руководитель Центра, ведущий научный сотрудник

Зафар Кобилджонович Зоидов, Институт проблем рынка РАН

руководитель Центра информационного администрирования, научный сотрудник Лаборатории интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Загрузки

Опубликован

2023-04-07

Выпуск

Раздел

Транспорт и логистика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 > >>