ЭВОЛЮЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ В СССР ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ТРАНЗИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2023-1-69-81Ключевые слова:
эволюционное развитие, инклюзивный рост, транспортно-транзитная система, инфраструктурные проекты, СССР, Транссиб, БАМ, Приполярная магистраль, железные дороги, новая экономическая реальность, внешнее санкционное давление, технологический суверенитет, Глобальная ЕвразияАннотация
Исследование направлено на выявление и анализ особенностей эволюции и направлений практического использования разработанных в СССР инфраструктурных проектов для развития транспортно-транзитной системы России в условиях внешнего санкционного давления, переформатирования транспортно-логистического комплекса и направлений грузопотоков. Цель. Доказать, что новая экономическая реальность требует всестороннего исследования и реанимации крупных инфраструктурных проектов, разработанных и частично реализованных ещё в годы существования СССР, в целях переформатирования торгово-экономических связей, реструктуризации и развития ТТС России, обеспечения пространственно-хозяйственного освоения новых территорий и достижения технологического суверенитета. Задачи. Показать актуальность обращения к опыту Советского Союза, долгое время осуществлявшего пространственно-хозяйственное и транспортно-транзитное развитие страны с учётом военно-стратегических факторов, наличия враждебного (империалистического) окружения, выявить основные направления практического использования крупных инфраструктурных проектов, разработанных в годы существования СССР, для развития ТТС России в условиях новой экономической реальности и внешнего санкционного давления, поиска новых направлений инфраструктурного обеспечения торгово-экономических связей России с мировым хозяйством в условиях резкого сокращения грузопотоков по традиционному евро-азиатскому маршруту «Восток – Запад». Методология. В исследовании использованы методы историко-экономического анализа, системной парадигмы, эволюционно-институциональной теории, экспертных и аналитических оценок. Результаты. Установлено, что после начала специальной военной операции на Украине и резкого усиления санкционного давления со стороны коллективного Запада произошёл резкий разворот грузопотоков на Восток и Юг, основную нагрузку по обслуживанию которых принял Восточный полигон железных дорог России. Показано, что развитие транзитных перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП) и возобновление работ по строительству Приполярной магистрали становятся едва ли не главными приоритетами в политике реализации транспортно-транзитного потенциала страны, обеспечения его национальной и экономической безопасности. Особое внимание уделено проектам сооружения новых ответвлений от Транссибирской магистрали в сторону Монголии и Китая, также перспективам модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМа). Выводы. Именно во времена СССР были разработаны и в значительной степени осуществлены многие крупные инфраструктурные проекты, полная реализация которых требует неотложных действий в настоящее время: модернизация и повышение пропускной способности Транссиба и БАМа, расширение и полное использование портов на о. Сахалин, строительство новых транспортных коммуникаций, связывающий Россию с Китаем и другими странами Глобальной Евразии, развитие СМП, сопровождаемое сооружением новых портов и железнодорожных подходов к ним, а также возобновление строительства Приполярной магистрали.