РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Авторы

  • Марина Владимировна Шеломенцева Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-8-31-39

Ключевые слова:

инновационное развитие, эффект колеи, драйверы модернизации, внешние шоки развития, факторы развития, высшая школа, Смоленская область

Аннотация

Актуальность. На современном этапе необходимым условием повышения конкурентоспособности национальных инновационных экосистем является цифровизация. Процессы цифровой трансформации оказывают влияние на взаимодействие субъектов инновационной деятельности в различных сферах экономики. Естественным путем все это отражается и влияет на систему высшего образования. Появляется необходимость анализа и исследования развития высшей школы в условиях цифровой эры. Цель работы: анализ эффекта влияния цифровых технологий на развитие высшей школы. Метод или методология исследования: сопоставление территорий по эффекту влияния цифровых технологий на развитие высшей школы основывается на общенаучной методологии количественного и качественного анализа. В качестве информационной базы исследования использованы результаты работ российских и зарубежных специалистов, данные статистических наблюдений по индикаторам цифровой экономики, инноваций, науки, технологий. Изучение факторов, оказывающих влияние на процессы модернизации современного общества, демонстрирует важную роль цифровых технологий как драйвера, синергийно увеличивающего значимость инновационного взаимодействия государства, науки и бизнеса. Результаты. Выявлены особенности инновационного взаимодействия субъектов национальных экономических систем. Применение методов DEA-анализа предоставило возможность получить оценки эффекта влияния цифровых технологий на развитие высшей школы. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и органами местного самоуправления при составлении планов экономического развития отраслей региональной экономики, разработке стратегий и программ развития в области цифровой трансформации высшей школы. Выводы. Уровень развития национальной высшей школы рассматривается как один из ключевых показателей, которые предопределяют инновационный потенциал страны. Результаты исследования формируют научную основу для обоснования необходимости проведения внутренней государственной политики, ориентированной на развитие эффективного взаимодействия между субъектами инновационной деятельности в условиях цифровизации экономики.

Биография автора

Марина Владимировна Шеломенцева, Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

научный работник

Загрузки

Опубликован

2020-12-29

Выпуск

Раздел

Экономика сферы услуг