МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПОЯСА ТОРГОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА. ЧАСТЬ I

Авторы

  • Валерий Анатольевич Цветков ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»
  • Кобилжон Ходжиевич Зоидов ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»
  • Алексей Анатольевич Медков ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»
  • Зафар Кобилджонович Зоидов ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-11-376-385

Ключевые слова:

торговый путь, транспортно-транзитная система, международные транспортные коридоры, моделирование, инновационно-индустриальный пояс, государственно-частное партнерство, цифровая экономика, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт

Аннотация

Предмет. В статье на основе историко-экономических исследований, анализа актуальных направлений трансформации транспортно-транзитных систем (ТТС) и моделирования их развития выдвинута гипотеза о том, что современные торговые пути могут и должны сыграть важную роль в модернизации экономики России, развитии индустрии на инновационной основе. Указано, что при формировании и использовании современных торговых путей особое внимание необходимо уделять максимально возможному расширению секторов национальной экономики, производящих товары с высокой добавленной стоимостью. Цель работы. В статье указано, что при моделировании инновационно-индустриального пояса торгового пути ХХI века особую актуальность приобретают: поддержание эффективного баланса между свободным предпринимательством и торгово-политическими структурами, тесно связанными с государством. Отмечено, что развитие торгово-транзитной экономики (ТТЭ), увеличение доходов от экспорта транспортных услуг позволяет снизить (не повышать) налоговое бремя на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. В целях повышения доли добавленной стоимости, остающейся в национальной экономике, выдвинуто предложение ориентироваться на развитие реэкспорта – торгового посредничества (прежде всего в виде государственной монополии, а также в виде предоставления преимущества отечественным предприятиям), а не просто на транзитный пропуск грузопотоков. Методология проведения работы. Работа выполнена на основе методов миросистемного анализа, системной парадигмы, эволюционно-институциональной теории с применением исторического подхода. Результаты работы. Выделены риски функционирования ТТЭ, опора на которую увеличивает зависимость социально-экономической ситуации в государстве, регионе, городе от развития международной торговли, усиливает влияние внешних факторов. Выявлены и внутренние угрозы ТТЭ: концентрация богатства, активов и товаров для транзитной и экспортно-импортной торговли в руках немногочисленных слоев населения, образование ренто ориентированных элит, обладающих военной силой («специалистов по насилию»), и в целом паразитический характер функционирования узловых точек торговых путей. Выводы. Доказано, что при осуществлении транзитных перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта требуется максимальное использование национального подвижного состава, его предоставление в аренду иностранным перевозчикам, государственное финансовое участие в создании новых образцов и массовом производстве транспортных средств, предоставление частным предпринимателям общественных благ в виде обеспечения политической и военной поддержки транзитной торговли. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке государственных общеэкономических и отраслевых программ сопряжения глобальных инфраструктурно-интеграционных инициатив, формировании экономических поясов современных торговых путей на инновационной основе, индикативных планов высокотехнологичного развития железнодорожного и автомобильного транспорта, а также транспортного машиностроения, подготовке и реализации конкретных проектов развития транспортно-транзитных систем на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Биографии авторов

Валерий Анатольевич Цветков, ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»

д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН, директор

Кобилжон Ходжиевич Зоидов, ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»

к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Алексей Анатольевич Медков, ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»

к.э.н., ведущий научный сотрудник, руководитель Центра исследований транзитной экономики Лаборатории интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Зафар Кобилджонович Зоидов, ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»

научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2019-03-31

Выпуск

Раздел

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 > >>