СРАВНЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Руми Абдулзагирович Атаханов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-9-95-101

Ключевые слова:

образовательная политика, пространство высшего образования, интернационализация высшего образования

Аннотация

Предмет исследования. Статья представляет сравнительный обзор институциональных основ в сфере высшего образования европейских стран, регламентирующих вопросы внутренней и внешней мобильности студентов. Метод исследования. В статье применены методы сравнительного анализа, классификации, абстрагирования и формализации гипотез. Основное внимание уделено обзору научной литературы, посвященной концепции мобильности студентов европейских высших учебных заведений, дифференциации данного явления по географическому признаку, образовательной политике шести европейских стран и его влиянию на развитие системы высшего образования. Область применения. Результаты проведённого исследования достаточно актуальны, обладают высоким потенциалом востребованности, так как представляют научный и практический интерес для преподавателей и студентов высших учебных заведений, аспирантов и соискателей, разрабатывающих перспективные направления повышения эффективности образовательных программ высших учебных заведений. Сравнительный анализ накопленного опыта европейских стран позволяет эффективно развивать интернационализацию и интеграцию российских студентов в программу Эразмус. Результаты. Исследователи акцентируют внимание на критике нормативных факторов мобильности, указывая на то, что не все студенты имеют необходимые социальные, культурные и экономические ресурсы для поддержания своего обучения за рубежом. Сравнительный анализ институциональных условий, сформированный на основе данных из нормативных документов шести европейских стран, свидетельствует о наличии относительной конвергенции в этой сфере: студенческая мобильность находится в центре внимания национальных стратегий интернационализации. Выводы. В представленном анализе подчеркивается сложный и тонкий характер способов, с помощью которых концепция мобильного студента высшего образования встраивается в рамки политических текстов стран ЕС. В статье показаны четкие отношения между конструкциями мобильных студентов и более широким политическим контекстом – например, способы, с помощью которых различные национальные позиции по отношению к ЕС могут оказать существенное влияние на формирование как цели, так и желаемого масштаба мобильности.

 

Биография автора

Руми Абдулзагирович Атаханов, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России

к.э.н., проректор по стратегическому развитию

Загрузки

Опубликован

2018-12-07

Выпуск

Раздел

Экономика сферы услуг