ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Ключевые слова:
маркетинг, предпринимательство, демографические процессы, возрастная структура населения, сегментация рынка, конкурентоспособность, стратегия фирмыАннотация
В статье раскрываются недостатки в развитии маркетинговой службы; в частности, нехватка маркетологов, а также менеджеров, быстро ориентирующихся в условиях нестабильной инфляционной экономики, формирующих спрос на товары длительного пользования через ценовую, кредитную политику, до и послепродажный сервис и т. д. Обоснована фундаментальная значимость демографической среды во внешней макросреде, не случайно из 6 основных сил макросреды демографическая среда стоит на 1 месте и является одной из главных составляющих маркетинга. При исследовании демографической среды необходимо провести классификацию людей, сходных между собой по ряду признаков, с учетом социально-экономических, психографических показателей, с использованием методов автоматической классификации или же кластерного анализа путем построения типологии потребителей. Особое внимание должно быть уделено сведениям о характеристиках народонаселения, о тенденциях его развития, важны не только абсолютные размеры населения, его географическое распределение, но и плотность, мобильность, распределение по возрасту и полу, уровни рождаемости и смертности, заключения и расторжения браков, расовая, этническая и религиозная структуры. Важны также тенденции географического характера в развитии и динамики народонаселения. Результаты исследования могут быть использованы в учебных целях при разработке спецкурсов по экономической социологии маркетинга и проблемам качества жизни.