ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ТРАНСПОРТНОЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Авторы

  • Александр Анатольевич Биев ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН

Ключевые слова:

Россия, Арктика, транспорт, энергетика, проекты

Аннотация

Приоритетным направлением хозяйственной деятельности в арктических и приарктических регионах России на протяжении уже многих лет является эксплуатация месторождений полезных ископаемых, в основном, углеводородного сырья. Изменение внутренней и внешней социально-экономической обстановки привело к началу трансформации важнейших элементов их территориальной промышленной инфраструктуры. Целью научно-исследовательской работы, выполненной в рамках подготовки данной статьи, стало выявление возможностей и признаков адаптации транспортно-логистических и энергетических подсистем арктических регионов России к новым вызовам и условиям социально-экономического развития страны. Для достижения поставленной цели в исследовании широко применяются известные методы количественного и качественного анализа, экспертные оценки. На основании методологии территориально-отраслевого подхода, изучения целевых программ, государственных стратегических документов отраслевого и территориального планирования, региональных реестров инвестиционных проектов определены основные направления дальнейшего формирования этих подсистем как части национального транспортного и энергетического комплексов. Выполнена оценка текущей и перспективной потребности региональных транспортных и энергетических инвестиционных проектов в соответствующем финансовом обеспечении на период до 2025 г. Установлено, что в общее число транспортно-логистических и энергетических проектов, внесенных в региональные инвестиционных реестры со сроками реализации до 2025 г., включен 151 проект. Общая потребность арктических регионов в финансировании проектов транспортно-энергетической тематики на период до 2025 г. достигает уровня свыше 5 трлн руб. В целом, критерии развития сети транспортно-энергетических коммуникаций, разработанных на федеральном уровне, отвечают региональной специфике, что приводит к подготовке региональных инвестиционных программ и отраслевых проектов, соответствующих федеральным стратегическим целевым ориентирам. Работа адресована экономистам, специалистам органов регионального и местного управления, представителям нефтегазовой промышленности и транспортного комплекса, а также всем тем, кто интересуется исследованиями по теме транспортной и топливно-энергетической проблематики в зоне российского Севера и Арктики.

 

Биография автора

Александр Анатольевич Биев, ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН

к.э.н., старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2018-10-15

Выпуск

Раздел

Региональная экономика