МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
региональная экономика, государственное регулирование регионального развития, региональная политикаАннотация
Будущее крупных по территории стран, как Российская Федерация (РФ), в рыночных условиях во многом определяется социально-экономическим развитием её регионов, т. е. проводимой в стране региональной политикой. Целью настоящей работы является выявление основных причин региональных неравенств, анализ зарубежного опыта и отечественной практики государственного регулирования социально-экономического развития регионов и определение основополагающих принципов проведения государственной региональной политики в Российской Федерации. Предмет исследования — совокупность финансово-экономических и организационно-административных отношений, возникающих в ходе регулирования социально-экономического развития регионов. Методологической основой исследования послужили экономическая теория, региональная экономика и управление, экономическая статистика. Среди общенаучных методов использовались: системный подход, логико-теоретические методы. Результаты исследования. Рассмотрены существующие методологические подходы отечественных и зарубежных исследователей к государственному регулированию социально-экономического развития регионов, раскрыты их достоинства и недостатки, обоснована необходимость совершенствования проводимой в России региональной политики и определены направления ее совершенствования. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы: государственными органами власти и органами местного самоуправления при разработке и реализации региональной экономической политики; научными организациями — при совершенствовании методологии и методики региональных исследований. Выводы. Для субъектов Российской Федерации характерна высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития. Элиминировать различия в их развитии призвана проводимая государством региональная политика. Однако существующие ныне подходы к государственному регулированию не стимулируют выравнивание развития территорий страны путем подтягивания уровня развития проблемных регионов до уровня развитых.