ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Авторы

  • Владимир Иванович Таланцев Дальневосточный федеральный университет
  • Андрей Константинович Равнянский Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-2-80-86

Ключевые слова:

цифровая экономика, телекоммуникационные технологии, инновационное развитие, информационные технологии, малое и среднее предпринимательство

Аннотация

Цель работы. Целью работы является исследование цифровой экономики и её роли в развитии малого и среднего инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые исследованию цифровой экономики, её развитию в Российской Федерации, а также оказываемому ею влиянию на развитие малого и среднего инновационного предпринимательства России. Результаты. Развитие цифровой экономики в сфере малого и среднего предпринимательства Российской Федерации отстаёт приблизительно на пять-восемь лет от уровня развития цифровой экономики в аналогичных сферах бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Проблемы внедрения и распространения цифровой экономики в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства в России: отсутствие инфраструктуры для продвижения отечественных разработок, недооценка инновационной деятельности отечественными предпринимателями. Цифровая экономика как одно из проявлений научно-технологического развития Российской Федерации, оказывает значимое благоприятное влияние на развитие российского малого и среднего инновационного предпринимательства. Использование инновационных технологий в рассматриваемом секторе экономики страны повышает эффективность, продуктивность и потенциал роста бизнеса, а также уровень его конкурентоспособности на рынке. Поэтому, несмотря на имеющиеся на сегодняшние проблемы развития и становления цифровой экономики в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства, государственный курс на внедрение и развитие цифровой экономики является единственным возможным путём укрепления стратегических позиций Российской Федерации, как на внутреннем рынке станы, так и в мировой экономике. Область применения результата. Результаты проведённого исследования могут использоваться субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства России в их хозяйственной деятельности. Выводы. Цифровая экономика оказывает значимое влияние на развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России.

 

Биографии авторов

Владимир Иванович Таланцев, Дальневосточный федеральный университет

к.э.н., профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Андрей Константинович Равнянский, Дальневосточный федеральный университет

магистрант направления «Государственное и муниципальное управление»

Библиографические ссылки

1. Паньшин, Б. Цифровая экономика : особенности и тенденции развития. / Б. Паньшин // Наука и инновации. 2016. №157. С.17–20.
2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // КонсультантПлюс. — URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 20.01.2018).
3. Савина, Н. Б. Инвестиционное обеспечение развития экономических систем / Н.Б. Савина // Экономика : реалии времени. 2014. № 2 (12). С. 101–110.
4. Студеникин, Н. В. Цифровые технологии и новые возможности для КСО в России в контексте зелёной экономики, цифровой экономики и «шеринг экономики» /Н.В. Студенкин // Государственно-частное партнёрство. 2017. № 4. С. 36–40.
5. Куприяновский, В. П. Цифровая экономика — «Умный способ работать» / В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, С.И. Липатов, Д.Е. Намиот, А.О. Воробьев // International Journal of Open Information Technologies. 2016. No. 2. P. 26–33.
6. Бабкин, А. В., Чистякова, О. В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур / А.В. Бабкин, О.В. Чистякова // Российское предпринимательство. 2017. № 24. С.11–21.
7. Сударушкина, И. В., Стефанова, Н. А. Цифровая экономика / И.В. Сударушкина, Н.А. Стефанова // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2017. № 1(8). С. 182–184.
8. Горелов, Н. А., Кораблева, О. Н. Проблемы производительности в контексте формирования наукоёмкой цифровой экономики / Н.А. Горелов, О.Н. Кораблева // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 19. С. 2749–2758.
9. Костин, К. Б. Роль цифровых технологий в продвижении товаров и услуг на глобальных рынках / К.Б. Костин // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 17. С. 2451–2460.
10. Global Connectivity Index2016 // Huawei. — URL : http://www.huawei.com/minisite/gci/pdfs/Global_Connectivity_Index_2016_whitepaper.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
11. Grant, R. M. Contemporary strategy analysis / R.M. Grant. — Oxford : Blackwell Publishing, 2012.
12. Бойко, И. П., Евневич, М. А., Колышкин, А. В. Экономика предприятия в цифровую эпоху / И.П. Бойко, М.А. Евневич, А.В. Колышкин // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 7. С. 1127–1136.
13. Ireland, R., Hitt, M. Achieving and maintaining strategic competitiveness in the XXIst century : The role of strategic leadership / R. Ireland, M. Hitt // Academy of Management Executive. 2015. No. 4 (19). P. 63–77.
14. Snowdon, B., Stonehouse, G. Competitiveness in globalized world : Michael Porter on the Microeconomic Foundations of the Competitiveness of Nations, Regions and Firms / B. Snowdon, G. Stonehouse // Journal of International Business Studies. 2016. No. 2(37). P. 163–175.
15. Круглов, Д. В. Проблемы формирования национальной информационной экономики / Д.В. Круглов // Креативная экономика. 2011. Том 5. № 4. С. 16–22.
16. Борзунов, А. А. Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики / А.А. Борзунов // Проблемы современной экономики. 2017. № 3. С. 94–97.
17. Юдина, Т. Н. Осмысление цифровой экономики / Т.Н. Юдина // Теоретическая экономика. 2016. № 3. С. 12–16.
18. Шайтура, С. В. Этапы развития маркетинговых информационных систем / Шайтура С.В. Китова О.В. // Информационный маркетинг. 2016. С. 111–137.
19. Рукавицына, М. Н. Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Приморском крае. / М.Н. Рукавицына // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. 2014. № 1(37). — URL : http://eee-region.ru/article/3702/ (дата обращения: 20.01.2018).
20. Семячков, К. А. Цифровая экономика и её роль в управлении современными социально-экономическими отношениями. / К.А. Семячков // Современные технологии управления. 2017. № 8. С.1–19.

Загрузки

Опубликован

2018-06-05

Выпуск

Раздел

Экономика предпринимательства