ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Авторы

  • Умукюсюм Алклычевна Алклычева ФГБУН «Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН»

Ключевые слова:

образовательный потенциал, профессиональное самоопределение, образовательные и профессиональные траектории, удовлетворенность качеством образования, молодежь на рынке труда, профориентация

Аннотация

Цель работы. Профессиональное самоопределение имеет важнейшее значение в формировании образовательного потенциала регионов, что, в конечном итоге, сказывается на качестве человеческого потенциала.

В статье представлены результаты самообследования 500 студентов шести ведущих вузов Республики Дагестан в целях выяснения мотивов выбора профессии, степени вовлеченности в учебный процесс, удовлетворенности качеством получаемых профессиональных знаний, заинтересованности в продолжении образования, субъективных предположений о собственном профессиональном будущем и карьерных перспективах.

Метод или методология проведения работы. В самообследовании, проведённом методом анкетирования, приняли участие 213 юношей и 287 девушек в возрасте 17–25 лет, принадлежащих к 14 национальностям и семьям с различным количеством детей. Эти характеристики важны для многонационального региона с традиционными большими семьями, исторической национальной специализацией в профессиональной деятельности. Опрос позволил проследить формирование образовательных и профессиональных траекторий студентов от принятия решения о поступлении в вуз до окончания школы.

Результаты. В результате самообследования выяснено, какие факторы влияют на принятие решения о выборе будущей профессии, и выявлены проблемы, с которыми сталкиваются будущие специалисты в начале своего пути.

Область применения результатов. Результаты данного самообследования могут послужить для усовершенствования профориентационной работы в школах и при вузах, а также для составления программ, нацеленных на раскрытие потенциала молодёжи в различных профессиональных областях.

Выводы. По результатам анализа ответов респондентов, проведённого в данной статье, автор пришел к выводам относительно того, как в общих чертах формируются направления профессионально-трудовой траектории студентов. Условно эти направления разделены на «оптимистичные», «реалистичные» и «пессимистичные». «Оптимисты» не испытывали особых колебаний при выборе будущей профессии, «реалисты» сделали выбор сами или по совету старших, академически серьёзны, но не фанатичны. «Пессимисты» не видят перспектив в выбранной профессии на родине и даже рассматривают возможность перейти на иностранные рынки труда.

Биография автора

Умукюсюм Алклычевна Алклычева, ФГБУН «Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН»

аспирант ФГБУН «Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН» 

Библиографические ссылки

1. Алклычев, А. М., Арсаханова, З.А. Инновации и инвестиции : региональный аспект // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2013. № 5. С. 66–75.
2. Гаджиев, Д. М. Некоторые особенности криминализации экономических отношений в Республике Дагестан // Криминология : вчера, сегодня, завтра. 2016. №2 (41). С. 42–47.
3. Гневашева, В. А., Зоидов, К. Х. Внутригосударственные особенности формирования эволюционной модели рынка труда России в условиях глобализации мирохозяйственных связей // Международная научная школа – семинар «Системное моделирование социально-экономических процессов» им. академика С.С. Шаталина (29 сен. – 04 окт. 2013 г.), Воронеж. — Отделение общественных наук РАН, ЦЭМИ РАН.
4. Дохолян, С. В., Дохолян, А. С. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 1–21.
5. Дохолян, С. В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. 2008. № 8–2 (117). С. 130–134.
6. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика [Текст] : учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовников. —
7. Кулакова, А. Б. Психологический аспект мотивации учебной деятельности обучающихся в образовательном процессе [Текст] / А. Б. Кулакова. —
8. Магера, И. В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика : проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1–8.
9. Максименко, И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона : дис. … канд. экон. Наук. — Пермь, 2010.
10. Рубин, Я. И. Качество населения : о сущности и структуре понятия // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 87–91.
11. Русановский, В. А., Блинова, Т. В., Былина, С. Г. Молодежная безработица в России : межрегиональные сопоставления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5(54). С. 29–35.
12. Сер, Л. Значение профессионального самоопределения вузовской молодежи для развития трудового потенциала российской экономики : Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 5.
13. Соколова, Д. В., Пеева, А. А. Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий // Проблемы развития территорий. 2015. № 3(77). С. 104–113.
14. Устинова, К. А. Взаимосвязь образовательной компоненты человеческого капитала и регионального развития // Проблемы развития территории. 2012. № 5 (61). С. 83–92.
15. Фещенко, В. С. Кациель, С. А. Интеллектуальный потенциал региона : рыночные тенденции и проблемы управления // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2005. С. 58–63.
16. Чередниченко, Г. А. Молодёжь после получения среднего образования : образовательные и профессиональные траектории // Социологический журнал. 2011. № 2. С. 49–75.
17. Данные Всероссийской переписи населения 2010 г.
18. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2016 г. (по итогам обследования рабочей силы). — URL : http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/194.htm.
19. Народы Дагестана. 2012. № 1. С. 62.
20. Shultz, T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968. Vol. 6.
21. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y. : Columbia University Press, 1964.
22. Stewart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. — N.Y. : Currency Doubleday, 1997.
23. Human Development Report 2016 [Электронный портал]. — URL : http://hdr.undp.org.

Загрузки

Опубликован

2017-06-30

Выпуск

Раздел

Экономика народонаселения и экономика труда