ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

Авторы

  • Елена Николаевна Панюшкина ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет», г. Рязань 

Ключевые слова:

инклюзивное образование, доступная среда, регион, финансирование образования.

Аннотация

Предмет (цель). В статье рассматриваются законодательная база и необходимые условия для инклюзивного образования регионального вуза для целей поиска возможных источников финансирования доступной среды образовательных учреждений высшего образования. Показаны преимущества инклюзивности в сравнении с интеграцией и мейнстримингом и обоснована роль конкуренции в образовании. Подчеркнуто, что ключевой проблемой является тот факт, что организация образования лиц с нозологиями, традиционно сложившаяся в государственных учреждениях, не обеспечивает требуемого уровня. Показано, что ключевой проблемой является привлечение необходимого финансирования для формирования доступной среды. Метод (методология). Для достижения поставленных целей выполнен анализ формирования доступной среды в общеобразовательных учреждениях, рассмотрены необходимые условия формирования доступной среды в вузах, выполнен компаративный анализ доступных источников финансирования для регионального вуза. Выявлено, что в сфере высшего образования развитие и внедрение практик инклюзивного образования идут заметно более низкими темпами, чем в сфере общего образования. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с обеспечением условий для образования лиц с нарушениями зрения и слуха. Показано, что существенными препятствиями для реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях высшего образования в регионах являются следующие: кадровое обеспечение специалистами, обеспечение учебно-методической литературой, материально-техническое обеспечение.

Результаты. Полученные результаты позволяют разработать рекомендации по привлечению финансовых ресурсов в вузы для реализации программ инклюзивного обучения. Область применения результатов. Область применения ориентирована на региональные вузы, для которых финансирование доступной среды для инвалидов ведет к дополнительным затратам, превышающим существующие поступления из бюджета и внебюджетной деятельности. Выводы. Обоснована необходимость использования таких источников финансирования, как эндаумент-фонды, фандрайзинг, краудсорсинг для реализации инклюзивного образования. Подтверждена важность активного использования технологий привлечения средств в социальных сетях.

Биография автора

Елена Николаевна Панюшкина, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет», г. Рязань 

магистрант

Библиографические ссылки

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
3.Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2020 годы» от 01.12.2015 № 1297.
4.Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 № 1309.
5.Айсина Р. М. Шагурова А. А. Грановская Е. Е. Опыт сетевого взаимодействия для организации инклюзивной практики // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III МНПК. — М.: МГППУ. — 2015. — С. 205–211.
6.Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №3. — С. 107–112.
7.Ефремова Г. И. Ковалева М. А. Бочковская И. А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III МНПК. — М.: МГППУ, 2015. — С. 168–173.
8.Ищенко М. М., Степнов И. М. Региональное управление неоднородными социально-экономическими системами: монография. — М.: Экономика, 2011.
9.Карелов С. Перспективы краудфандинга: в США — закон, в России — мошенничество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slon.ru/future/perspektivy_kraudfandinga_v_ssha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-875352.xhtml, свободный. — Загл. с экрана.
10.Ковальчук Ю. А., Ломакин М. И., Степнов И. М. Национальные проектные офисы: конкуренция или координация? // Стандарты и качество. — 2016. — № 12. — С. 62–66.
11.Ковальчук Ю. А., Степнов И. М. Управление эффектом институционального рычага в частно-государственных партнерствах // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2014. — № 1. — С. 82–84.
12.Кулакова М. Н. Международные модели финансирования вузов и их применение для вузов России в период реформирования системы высшего образования // Территория новых возможностей. — 2011. — № 1 (10). — С. 51–60.
13.Лейместер Дж. М. Краудсорсинг: Краудфандинг, краудвотинг, краудкриэйшн // Контроль и управление. — 2012. — № 56. — С. 388–392.
14.Никитина М. Г. Образовательный фандрайзинг: сущность, ключевые элементы классификации // Экономика. Право. Менеджмент: сборник трудов молодых исследователей Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С.1–6.
15.Потанина Ю. М. Стратегический управленческий учет и управление капиталом организации: дис. канд. эконом. наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. — 223 с.
16.Потанина Ю. М. Категория «капитал» сквозь призму стратегии управления. Содержание категории «капитал» в стратегическом управленческом учете // Российское предпринимательство. — 2009. — № 7–2. С. 42–46.
17.Развитие краудфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/, свободный. — Загл. с экрана.
18. Силантьева Т. А. Инклюзивное образование как способ изменения общества // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III МНПК. — М.: МГППУ, 2015. — С. 96–99.
19.Старикова Л. Д. Эндаумент как форма финансирования образования // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 98–102.
20.Тверская О. Н. Возможности развития готовности к самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III МНПК. — М.: МГППУ, 2015. — С.109–113.
21.Цветков В. А., Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Реализация стратегий новой индустриализации экономики // Вестник Финансового университета. — 2016. — Т. 20. — № 6 (96). — С. 19–30.
22.Цветков В. А., Зоидов К. Х., Петросянц В. А. Формирование механизма функционирования региональных инновационных кластеров на базе ведущих российских университетов в контексте сотрудничества в рамках ЕАЭС. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады / Материалы Пятого Международного форума. Москва, 06, 08–09 декабря 2016 г. Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М.: ИПР РАН, 2016. — 393 с. — C. 32–53.
23.Цветков В. А., Степнов И. М., Ковальчук Ю. А., Зоидов К. Х. Динамика развития экономических систем / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. — 380 с.
24.Шалаев В. П. Инвестиционный подход в финансировании образования в регионах // ТДР, 2011. — № 12. — С. 58–60.
25.Cook J. Advantages and disadvantages of inclusive education / http://www.ehow.co.uk/info_8367657_advantages-disadvantages-inclusive-education.html, свободный. — Загл. с экрана.
26.Iarskaia-Smirnova E., Romanov P. Perspectives of inclusive education in Russia. European Journal of Social Work, Vol. 10, No. 1, March 2007. P. 89–105.
27.Inclusive Education In Europe: Putting Theory Into Practice: International conference – 18 November 2013. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.european-agency.org/sites/default/files/ International %20Conference- %20First %20resultst_0.pdf, свободный. — Загл. с экрана.

List of references
1.Federal law «On education in Russian Federation» from 29.12.2012 No. 273-FZ.
2.The Federal law «About social protection of invalids in the Russian Federation» dated 24.11.1995 No. 181-FZ.
3.The RF Government resolution «On approval of the state program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2020» from 01.12.2015 No. 1297.
4.The Ministry of education of Russia «On approval of the Procedure of ensuring accessibility conditions for disabled facilities and services in the field of education, as well as providing them with the necessary assistance» from 09.11.2015, No. 1309.
5.Aisina R. M. Shugurova A. A. Granovskaya E. E. Experience of networking for inclusive practice/ Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. M.: MGPPU. 2015. P. 205–211.
6.Egorov P. R. Theoretical approaches to inclusive education of people with special educational needs // Theory and practice of social development, 2012. No. 3. P. 107–112.
7.Efremova G. I., Kovalev M. A., Bochkov I. A. Analysis of the status of inclusive educational environment in educational institutions of constituent entities of the Russian Federation // Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. Moscow: msupe, 2015. P. 168–173.
8.Ishchenko M. M., Stepnov I. M. Regional management of heterogeneous social-economic systems: monograph. Moscow: Economics, 2011.
9.Karelia S. the Prospects of crowdfunding in the United States – a law in Russia – fraud [Electronic resource] / access Mode: http://slon.ru/future/perspektivy_kraudfandinga_v_ssha_zakon_v_rossii_moshennichestvo-875352.xhtml, free. Heading from the screen.
10.Kovalchuk, Y. A., Lomakin M.I., Stepnov I.M., the National project offices: competition or coordination? // Standards and quality, 2016. No. 12. P. 62–66.
11.Kovalchuk U. A. Stepnov I. M. Managing the effect of institutional linkage in the public-private partnership // Theoretical and applied aspects of modern science, 2014. No. 1. P. 82–84.
12.Kulakov M. N. International models of financing higher education and their application to universities in Russia in the period of reforming the system of higher education // Territory new opportunities, 2011. No. 1 (10). P. 51–60.
13.Lamaster John. M. Crowdsourcing: Crowdfunding, crowdvoting, crucian // Control and management, 2012. No. 56. P. 388–392.
14.Nikitina M. G. Educational fundraising: the nature, key elements of the classification // Economics. Right. Management: proceedings of the young researchers of the Buryat state University, 2014. No. 2. P. 1–6.
15.Potanina Yu. M. Strategic management accounting and capital management organization: dis. Cand. economy. Sciences. M.: MGU im. M. V. Lomonosov, 2011. 223 p.
16.Potanina Yu. M. The Category «capital» through the prism of strategic management. The contents of the «capital» category in strategic management accounting // journal of Russian entrepreneurship, 2009, No. 7–2. P. 42–46.
17.The development of crowdfunding and fundraising in the innovation economy [Electronic resource] / access Mode http://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/, free. Heading from the screen.
18.Silanteva T. A. Inclusive education as a way of changing society // Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. Moscow: msupe, 2015. P. 96–99.
19.Starikova L. D. Endowment as a form of financing of education // Siberian pedagogical journal, 2012, No. 2. P. 98–102.
20.Tver O. N. Development of readiness to self-fulfillment of a child with disabilities in the process of inclusive education Inclusive education: results, experiences and prospects: proceedings of III international scientific-practical conference. – Moscow: msupe, 2015. P. 109–113.
21.Tsvetkov V. A., Stepnov I. M., Koval'chuk Yu. A. Implementation strategies of new industrialization of the economy // Vestnik of Financial University, 2016. Vol. 20. No. 6 (96). P. 19–30.
22.Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Petrosyants V. A. Formation of the mechanism of functioning of regional innovative clusters on the basis of leading Russian universities in the context of cooperation within the EEU. Russia in the XXI century: global challenges and perspectives of development. Plenary / proceedings of the Fifth International forum. Moscow, 06, 08-09 December 2016 Under the editorship of corresponding member Q. RAS V. A. Tsvetkova. M.: RAS Ypres, 2016. 393 S. P. 32–53.
23.Tsvetkov V. A., Stepnov I. M., Kovalchuk, Y. A., Zoidov K. Kh. Dynamics of development of economic systems / Under the editorship of corresponding member RAS V.A. Tsvetkov, Moscow: CEMI RAS / MEI RAS, 2016. 380 p.
24.Shalaev V. P. Investment approach in the financing of education in the regions // TDR, 2011. No. 12. P. 58–60.
25.Cook J. Advantages and disadvantages of inclusive education [An electronic resource]. Access mode: http://www.ehow.co.uk/info_8367657_advantages-disadvantages-inclusive-education.html, free. Heading from the screen.
26.Iarskaia-Smirnova E., Romanov P. Perspectives of inclusive education in Russia. European Journal of Social Work. Vol. 10. No. 1, March 2007. P. 89–105.
27.Inclusive Education In Europe: Putting Theory Into Practice: International conference — 18 November 2013. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [An electronic resource]. Access mode: https://www.european-agency.org/sites/default/files/ International %20Conference- %20First %20resultst_0.pdf, free. Heading from the screen.

Загрузки

Опубликован

2017-04-30

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ