К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ГЕНЕРАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУЛАЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

  • Александр Сергеевич Зубков ФГБОУВО «Самарский государственный экономический университет»

DOI:

https://doi.org/10.26726/2305-4484-2017-2-58-64

Ключевые слова:

риск, инновации, объект интеллектуальной собственности

Аннотация

Цель работы. Автор рассматривает актуальную проблему оценки рисков в процессе использования объектов интеллектуальной собственности, что является важным элементом в принятии управленческих решений по развитию инновационной деятельности организаций. Методология проведения работы. В качестве базы для научного исследования послужила методика анализа и проектирования системы управления интеллектуальной собственностью в научных и производственных организациях (автор А.Т. Волкова), а также научные труды, посвященные созданию национальной инновационной системы Б.Б. Леонтьева, Д.Б. Шульгина, М.С. Борисова. Результаты. В качестве результатов исследования можно выделить следующее: представлены основные негативные последствия отсутствия регистрационных процедур в отношении авторских разработок; выделены основные характеристики риска, как экономической категории; проанализированы количественные методы оценки риска в системе генерации и использования объектов интеллектуальной собственности; предложен авторский алгоритм риск-менеджмента реализации объектов интеллектуальной собственности. Область применения результатов. Материалы статьи могут использоваться субъектами хозяйствования любых форм собственности, независимо от направления деятельности, так как предложенный алгоритм является универсальным, его адаптация возможна для любых типов инновационных компаний. Выводы. В качестве выводов можно заключить, что, несмотря на существование методических подходов к оценке инвестиционных проектов, реализуемых в системе интеллектуальной собственности и ее коммерциализации, в условиях современной национальной экономики их действенность снижается за счет высокой доли субъективизма участников рынка, закрытости информации, ограниченности ресурсов и неразвитого рынка страхования, благодаря которому участники инвестиционного процесса могли бы позволить больший риск в процессе инвестирования в инновации. Процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности сопровождается большим объемом правовых нюансов и рисков, выходом по снижению которых может стать сбалансированный подход к разграничению прав участников инновационного процесса и выстраивание технократического подхода к закреплению авторских прав за конкретными физическими или юридическими лицами - участниками инновационного процесса, алгоритм которого предложен в статье.

 

Биография автора

Александр Сергеевич Зубков, ФГБОУВО «Самарский государственный экономический университет»

аспирант кафедры менеджмента

Библиографические ссылки

1. Баткилина, Ю.М. Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации / Ю.М. Баткилина, А.А. Гудкова, А.В. Кольцов // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. – 2011. – № 6. – С. 3-89.
2. Борисова, М.С. Учет рисков при оценке интеллектуальной собственности / М.С. Борисова // [Электронный ресурс] - http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41062/1/pzeiu_2014_07.pdf Дата обращения 15.01.2017г.
3. Бланк, И.А. Управление финансовыми рисками / И.А. Бланк. – К.: Ника- Центр, 2005. – 600 с.
4. Дежина, И.Г. Проблемы прав на интеллектуальную собственность / И.Г. Дежина. – М: Институт экономики переходного периода, 2013. – С. 158.
5. Иванова М.В. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью инновационной компании: дис. … канд. экон. наук / М.В. Иванова. – Москва, 2017. – 130 с.
6. Катешова, М.А. Как продвигать проекты коммерциализации технологий / М.А. Катешова, А.Ф. Квашнин // Практическое руководство № 6. – М.: Проект Europe Aid «Наука и коммерциализация технологий», 2009. – С. 52.
7. Коновалова, А.В. Управление рисками инновационных проектов на стадии коммерциализации инновации / А.В. Коновалова // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – С. 46.
8. Котельников, В.Ю. Новые бизнес-модели для новой эпохи перемен, движимых инновациями / В.Ю. Котельников. – М.: Эксмо, 2010. – С. 96.
9. Курицын Д.А. Коммерциализация инновационного процесса // Экономические науки. – 2008. – № 49. – С. 79-83.
10. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт. – М.: Дело, 2003. – 360 с.
11. Окрепилов, В.В. Роль стандартизации в инновационном развитии / В.В. Окрепилов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2016. – № 2-3 (51-52). – С. 66-76.
12. Окрепилов В.В. Стандартизация и экономика качества в реализации инноваций [Текст] / В.В. Окрепилов // Стандарты и качество. 2016. № 6. С. 16-21.
13. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
14. Поляков, С.Г. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере / С.Г. Поляков // Инновации. – 2013. – № 5. – С. 33-37.
15. Салыкбаева, А.С. Риск-менеджмент в хозяйствующих субъектах / А.С. Салыкбаева // Статистика, учет и аудит. 2013. Т. 3. № 50. С. 43-46.
16. Хорева, Л.В. Модель кластера сферы услуг: применение процессного подхода / Л.В. Хорева, Е.Г. Карпова // Экономические науки. – 2015. – № 132. – С. 66-72.
17. Штиллер, М.В. Теория риск-менеджмента и развитие управления рисками компании // Статистика, учет и аудит. 2011. Т. 2. № 2 (41). С. 28-31.
18. Gans, S. J. The product market for “ideas” : commercialization strategies for technology entrepreneurs / S. J Gans, S. Stern // Research Policy, 2003. – рр. 33-50.
19. Kosyakova, I.V. Human capital in the innovative / I.V. Kosyakova, S.V. Forrester, G. Kh. Ustinova, N. V. Ronzhina, M. O. Suraeva // International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – T. 11. – № 8. – pр. 3048-3065.
20. Zhabin, A.P. Crisis management on the basis of the marketing approach for development of innovative potential of the organization / A. P. Zhabin, M. O. Suraeva, A. N. Evdokimov, L. V. Polynova and others // International Review of Management and Marketing. – 2016. – T. 6. – № 6. – pр. 51-56.

Загрузки

Опубликован

2017-09-26

Выпуск

Раздел

Экономика инноваций