Человеческий капитал и инвестиции в образование

Авторы

  • Ольга Владимировна Будзинская ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени им. И.М.Губкина»
  • Александра Вячеславовна Демидова ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени им. И.М.Губкина»

Ключевые слова:

образование, человеческий капитал, доходы работников, безработица

Аннотация

Цель работы. В статье рассматривается образование как ключевой фактор повышения человеческого капитала.Метод или методология проведение работы. Проведён статистический анализ зависимости трудовых доходов работников от уровня образования на примере российского и американского рынков труда. Результаты. Выделен капитал образования в качестве основополагающего элемента человеческого капитала, что объясняется его доминирующей ролью в социальной стабильности работника при воспроизводстве рабочей силы. Доля человеческого капитала в общей структуре национального богатства постоянно возрастает в большинстве развитых стран. Согласно Отчету о человеческом капитале, оглашённому на Всемирном экономическом форуме, Россия занимает 26 место в рейтинге стран. Проведенный анализ показывает, что в период перехода к инновационной экономике приоритетным направлением государственной политики становится подготовка высококвалифицированных работников. Именно высококвалифицированный персонал позволят повысить конкурентоспособность российской экономики, отойдя от сырьевого уклада экономики. Высокий уровень образования, профессионализм является ключевым инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность, инновационность и экономический рост в XXI в. Уровень образования является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы. Для доказательства этого утверждения в работе обобщена теория человеческого капитала, проведен анализ статистических данных, который показал, что в современных российских условиях работники с более высоким уровнем образования получают более высокий доход и менее склонны к безработице. Однако на уровне государственной политики образования необходимо построить более тесную взаимосвязь между затратами на обучение и трудовыми доходами.  Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при разработке социальной программы трудоспособного населения.Выводы. Делается вывод, что уровень образования работника является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы. В современных условиях, когда высшее образование становится коммерческим в большей мере, чем раньше, необходимо повысить коэффициент окупаемости частных вложений в обучение, что позволит повысить мотивационную роль работников, а как следствие, уровень человеческого капитала в России.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Будзинская, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени им. И.М.Губкина»

к.э.н., доцент кафедры «Управление трудом и персоналом»

Александра Вячеславовна Демидова, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени им. И.М.Губкина»

магистр

Библиографические ссылки

1. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях : учебник для вузов. — М. : Норма – ИНФРА-М, 1998.
2. Григорьева, Т. О. Бизнес-образование как фактор развития управленческого потенциала промышленного предприятия : автореферат дис. … канд. экон. наук. — М., 2001.
3. Добрынин, А. И., Дятлов, С. А., Цыренова, Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике : формирование, оценка, эффективность использования. — СПб. : Наука, 1999.
4. Добрынин, А. И., Дятлов, С. А., Цыренова, Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике : формирование, оценка, эффективность использования. — СПб. : Наука, 1999. С. 254.
5. Драгончук, Л. С. Образование и развитие человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1.
6. Индикаторы образования : 2016 : стат. сборник.— М., 2016 /Л.М. Гохбер, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева ; НИУ «Высшая школа экономики». —М. : НИУ ВШЭ, 2016.
7. Отчет о человеческом капитале 2015 Всемирного экономического форума.
8. Колосницина, М. Г. Экономика труда. — М. : Магистр, 1998.
9. Литературная газета. 2007. 18‒24 июля.
10. Мазин, А. Л. Экономика труда. — М. : «Юнити», 2016.
11. Марцинкевич, В. И. Соболева, И. В. Экономика человека. — М. : Аспект Пресс, 1995.С. 191.
12. Новая постиндустриальная волна на Западе : антология ; под. ред. В.Л. Иноземцева. — М. : Academia,1999.С.129.
13. Нуреев, Р. М. Экономика развития : модели становления рыночной экономики : учебник. — М. : Норма, 2008.С. 219.
14. Шуляковский, Б. О. Социально-экономическая эффективность послевузовского профессионального образования высшей школы : автореферат дис. … канд. экон. наук. — СПб., 2002. С. 13.
15. Хейне, П. Экономический образ мышления ; пер. с англ. — М. : «Дело», 1992.
16. Human Capital Report, 2015. — URL : http://reports.weforum.org/human-capital-report-2015/the-human-capital-index/.
17. Shultz, T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. No. 6. P. 571‒583.
18. Bureau of Labor Statistic. Earnings and unemployment rates by educational attainment, 2015. — URL : www.bls.gov.
19. Статистический бюллетень. 2012. № 06 (187). — URL : www.gks.ru.
20. Чистяков, Ю. Р., Гартман, И. А., Забродоцкая, О. А. Связь уровней образования и дохода : причины и последствия несоответствия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1(09),. — URL : www.sisp.nkras.ru.

Загрузки

Опубликован

2016-09-30

Выпуск

Раздел

Экономика труда