ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы

  • Юлия Сергеевна Сизова ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

DOI:

https://doi.org/10.26726/2305-4484-2017-3-97-104

Ключевые слова:

институциональная среда, предпринимательская культура, институциональный подход, стадии жизненного цикла, институциональная поддержка, уровень предпринимательской активности

Аннотация

Цель работы. В статье рассматривается предпринимательская культура с точки зрения ее значимости для преодоления негативных последствий рентно-сырьевой экономики и развития малого и среднего бизнеса в России. Метод или методология проведения работы. Проведен сравнительный контент-анализ, периодизация и структурирование взаимосвязей институциональной среды, предпринимательской культуры и потребностей организаций на разных этапах жизненного цикла. Результаты. Выявлены основные причины замедленного развития малого и среднего бизнеса в России. К ним, в первую очередь, можно отнести состояние институциональной среды. Проведенный анализ показывает, что институциональная среда имеет непосредственное влияние на уровень предпринимательской активности и культуры. Говоря о взаимосвязи развития предпринимательства и состояния институциональной среды, нельзя не отметить в этой связи проблемы развития культуры предпринимательской деятельности в России. В ходе рассмотрения различных подходов к определению понятия «предпринимательская культура» дается авторская формулировка. Выделены различные стадии жизненного цикла, которые проходит любой хозяйствующий субъект: рождения, роста, зрелости, спада и распада. На каждой из этих стадий хозяйствующий субъект имеет различное отношение к собственности, управлению ресурсами, к собственному и наемному человеческому капиталу, к доходу и принципам его распределения, к социальной ответственности и принципам деловой этики, т. е. различной реализации и сочетанию элементов предпринимательской культуры. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта малого и среднего бизнеса, разработке конкретных инструментов его институциональной поддержки и повышения адаптивной предпринимательской культуры. Выводы. Делается вывод о том, что хозяйствующие субъекты на каждом этапе жизненного цикла имеют различные потребности в поддержке со стороны внешней институциональной среды, в том числе на стадии спада и распада. Следовательно, целесообразно использовать модельные принципы формирования адаптивной предпринимательской культуры в системе разработки инфраструктурных инструментов поддержки предпринимательства.

 

Биография автора

Юлия Сергеевна Сизова, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

аспирант кафедры «Предпринимательство и логистика»

Библиографические ссылки

. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. Под науч. ред. А. Г. Сеферяна. — СПб.: Питер, 2007. — 384 с.: ил. — (Серия «Теория менеджмента»).
2. Васильева Е. Н., Полтавская М. Б., Кирьянов В. И. Формирование культуры предпринимательства в современной России: институциональный и функциональный аспекты. — Волгоград: «Принтерра». — 2008. — 160 с.
3. Васильев Л. С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации: кол. Монография. — М.: Логос. — 2000. — 386 с.
4. Даниленко Л. Н. Рентно-сырьевая модель экономики России и проблемы ее неоиндустриальной трансформации: Монография. — М.:ИНФРА-М, 2014. — 360 с. — (Научная мысль). — 360 c.
5. Дементьев В. Система власти и рентное поведение в переходной экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sustainable-cities-net.org.ua/publicationhow.php?id=186, свободный. — Загл. с экрана.
6. Дуглас Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // Перевод с английского А. Н. Нестеренко Предисловие и научное редактирование Б.З. Мильнера, Фонд экономической книги «НАЧАЛА» МОСКВА. — 1997. — С. 17.
7. Кононкова Н. П., Килгрен А. Малый бизнес в России: анализ факторов, замедляющих его развитие. Kihlgren A. small business in Russia — factors that slowed its development: an analysis // Communist and post-communist studies. Los Angeles, 2003. Vol. 36. No. 2. P. 193–207 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: экономика. Реферативный журнал. — 2004. — № 3. — С. 164–166.
8. Кузьмина Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие для бакалавров / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. — М.: Юрайт, 2012. — С. 239.
9. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 575 с.
10. Мировая экономика / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2007. — С. 851.
11. Норт Д. Институциональные изменения // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 6.
12. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. — 1993. — Вып. 2. — 23 с.
13. Предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modern-econ.ru/ekonomika-rossii/osobennosti/predprinimatelstvo.html, свободный. — Загл. с экрана.
14. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992. — 237 с.
15. Словарь-справочник. Журналистика, реклама, PR. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://glosspress.ru/ekonomikotsentrizm.php, свободный. — Загл. с экрана.
16. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория / А.Е. Шаститко. — М.: ТЕИС. — 2002. — 591 с.
17. Leontjeva L. S., Sizova Y. S. Entrepreneurial Culture: Essence and Items // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 12–5 (54). — С. 161–165.
18. North D. C. Institutions, institutional change and economic performance: the political economy of institutions and decisions series / Douglas C. North. Cambridge, New York and Melbourne: Cambridge University Press, 1990. 159 p.
19. Toyne B., Walters P. G. P. Global Marketing Management: A Strategic Perspective. Allyn and Bacon, Boston, etc., 1993. P. 224–244.
20. Yamakawa Y. What drives new ventures to internationalize from emerging to developed economies? / Y. Yamakawa, M. W. Peng, D.L. Deeds // Entrepreneurship Theory & Practice. 2008. Vol. 32. Issue 1. P. 59–83

Загрузки

Опубликован

2017-09-12

Выпуск

Раздел

Экономика предпринимательства