ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Авторы

  • Мадина Маликовна Магомедова ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-10-66-73

Ключевые слова:

государственно-частное партнерство, модели взаимодействия власти и бизнес-структур, рейтинг регионов, нормативно-правовое обеспечение ГЧП, институциональные меры поддержки ГЧП

Аннотация

Цель работы. На основе исследования отечественного и зарубежного опыта эффективного взаимодействия власти и бизнес-структур, анализа уровня и динамики развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации предложены меры повышения эффективности этого взаимодействия. Методы или методология проведения работы. Проведен статистический анализ уровня и динамики развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. На основе использования методов экспертной оценки определены модели эффективного взаимодействия региональной власти и бизнес-структур. Результаты. Исследованы успешные практики взаимодействия власти и бизнес-структур, которые позволили сделать вывод, что внедрение эффективного механизма взаимодействия власти и бизнес-структур позволит эффективнее использовать ресурсы и потенциал бизнеса, добиться комплексного и системного социально-экономического развития региона, обеспечить благодаря этому взаимодействию синергетический эффект в целях достижения стратегических целей развития региона. Важное значение имеет определение форм и моделей сотрудничества власти и бизнес-сообщества, в связи с чем подробно рассматриваются такие модели, как «подавление и принуждение», «патронаж», «партнерство», «доминирование», «игнорирование» и др. Именно модель «партнерства», которая основывается на принципах обеспечения паритета во взаимодействии региональных властей и бизнес-структур, позволяет получить синергетический эффект за счет слаженной деятельности всех участников и является наиболее оптимальной для Республики Дагестан. На основе ранжированного рейтинга регионов РФ по уровню развития сферы государственно-частного партнерства выделены и проанализированы позиции десяти регионов, имеющих наиболее высокий и наиболее низкий рейтинг. Подробно проанализированы данные об уровне развития сферы государственно-частного партнерства в регионах СКФО и сделаны выводы о крайне низких показателях развития этой сферы практически всех субъектов. В целях поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства могут быть предложены такие инструменты институционального характера, как межбюджетные трансферты софинансирования в рамках специальной программы их поддержки, послабление порядка изменений концессионных соглашений, использование мер налоговой поддержки региональных и муниципальных проектов государственно-частного партнерства, формирование фонда выкупа долгов, субсидирование процентных ставок, запуск программы льготного рефинансирования проектов, ликвидация «серых зон» законодательства о государственно-частном партнерстве, концессиях. Выводы. Делается вывод о том, что рекомендованные меры поддержки реализации региональных проектов государственно-частного партнерства необходимо использовать в процессе проведения институциональных изменений, а также повышения эффективности управления реализацией проектов в условиях кризиса.

Биография автора

Мадина Маликовна Магомедова, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

д.э.н., профессор, зав.кафедрой «Мировая и региональная экономика»

Загрузки

Опубликован

2021-02-11

Выпуск

Раздел

Региональная экономика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)