ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2020-5-107-115Ключевые слова:
экономика страны, пространственное развитие, реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, стратегическое развитие, пандемия коронавируса, кризисАннотация
Цель работы. В статье раскрываются перспективы развития бизнеса в реальном секторе экономики в новых кризисных условиях постпандемии. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. В работе использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение информации), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материалов. Основой для проведения исследования послужили труды ученых по вопросам цифровизации экономики и разработки направлений развития предпринимательского сектора в сложных условиях кризиса экономики. Результаты работы. В сложившихся условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, наиболее пострадавшими признаны предприятия малого и среднего бизнеса, а именно те, кто работает в особо уязвимых отраслях экономики (автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, общественное питание, культура и спорт и др). В этой связи в работе делается вывод, что принимаемые Правительством РФ беспрецедентные меры по поддержке предприятий и организаций, функционирующих в особо пострадавших отраслях экономики, следует рассматривать в качестве важнейших и стратегически необходимых инструментов государственной помощи, которые направлены на стабилизацию экономической ситуации в стране в целом, сохранение занятости, недопущение роста безработицы населения, а также финансовую поддержку функционирующих предприятий для выплат заработной платы своим сотрудникам в период кризиса. В работе предложены перспективные направления развития предприятий реального сектора экономики в условиях кризиса. Ключевую роль в дальнейшем развитии должно сыграть массовое внедрение цифровых технологий, а также экосистем их распространения и использования. Благодаря такому воздействию этих передовых технологий предполагается постепенный переход к новой распределительной модели бизнеса в сочетании с развитием роботизации и цифровизации большого количества производственно-хозяйственных процессов, которая позволит «превратить продукты в сервисы» и расширить цепочки создания ценностей, поставок товаров и услуг. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для выстраивания стратегии бизнеса в новых условиях постпандемии. Выводы. Если по максимуму учесть предложенные рекомендации и выстроить стратегию бизнеса, рецессия может стать точкой роста: открываются новые возможности, появляются новые партнеры, высвободившаяся ниша рынка предстает новым направлением развития бизнеса по приемлемой цене и условиям функционирования.