ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2019-11-311-318Ключевые слова:
стратегическое планирование, малые предприятия, миссия, стратегияАннотация
Цель работы. Цель исследования состоит в выявлении степени использования стратегического планирования в малом бизнесе Республики Татарстан. Метод или методология проведения работы. Проведен опрос субъектов малого бизнеса Республики Татарстан и сделан статистический анализ степени использования элементов стратегического планирования на малых предприятиях. Результаты. Малые и средние предприятия выступают движущими силами социально-экономического роста во многих развитых и развивающихся странах, являясь источником рабочих мест и экономического обновления, препятствуя монополизации и социальному расслоению. Тем не менее в России доля малых и средних предприятий в экономике отстает от общемировых тенденций. Доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте развитых стран доходит до 50–60%, тогда как в России она составляет лишь 21%. Важным фактором, способным повысить эффективность функционирования малых предприятий, является стратегическое планирование. Стратегическое мышление важно для небольших фирм во времена глобальной конкуренции, технологических изменений и усиления динамики на рынках. Даже если многие предприниматели не формулируют бизнес-планы, стратегическое планирование и систематическое принятие решений можно считать ключевым фактором выживания и успеха небольших фирм. Данные были собраны методом анкетирования. В опросе участвовало 33 субъекта малого бизнеса Республики Татарстан. Было выявлено, что треть опрошенных предприятий не использует никакие элементы стратегического планирования. Половина участников опроса не использует инструменты стратегического анализа и не выстраивает стратегию достижения долгосрочных целей. Ни один из участников опроса не планирует на срок более пяти лет. Среди барьеров, мешающих качественному планированию, опрошенные называют нестабильность внешней среды, недостаток знаний и невысокую квалификацию персонала. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе, прогнозировании и стимулировании деятельности малого бизнеса со стороны органов государственной власти федерального и регионального уровней. Выводы. Делается вывод, что степень использования стратегического планирования в малом бизнесе Республики Татарстан находится на низком уровне. В качестве рекомендаций при организации государственной поддержки малого бизнеса можно предложить формирование системы обучения для представителей малого бизнеса, включающей изучение аспектов стратегического менеджмента, а также предоставление консультаций в области стратегического планирования.