АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2019-10-94-101Ключевые слова:
заработная плата преподавателей, региональная статистика, тенденция роста, федеральный бюджетАннотация
Цель работы заключается в анализе выполнения «майских указов» в части увеличения средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования. Метод или методология работы. В работе применен метод анализа и синтеза. Результаты. В ходе проведенного исследования была поставлена под сомнение реальность достигнутого практически во всех регионах Российской Федерации уровня средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Мониторинг положений об оплате труда ряда образовательных организаций высшего образования Рязанской области показал, что размещенная на сайте Федеральной службы государственной статистики информация о средних размерах заработной платы преподавателей в этом регионе значительно превышает максимально возможные заработные платы преподавателей этого региона. В ходе анализа установлено, что во всех регионах Российской Федерации целевые значения показателей роста заработной платы рассматриваемого персонала были достигнуты за два первых месяца 2018 года. В январе-феврале 2018 года зафиксирован аномальный рост заработной средней платы преподавателей образовательных организаций высшего образования, который никак не коррелирует с тенденциями роста рассматриваемого показателя за предыдущие пять лет. В 24 регионах этот рост превысил 30 % по сравнению с предыдущим периодом, а в некоторых регионах превысил 70 %. Дальнейший анализ позволил установить, что на 2018 год Правительством Российской Федерации планировалась только индексация заработной платы преподавателей в размере 4 %, что явно не соответствует заявленному регионами росту рассматриваемого показателя. Кроме этого, установлено, что в бюджете Российской Федерации на 2018 год расходы на высшее образование были запланированы в меньших объемах, чем в 2017 году, и объективных возможностей для достижения целевых показателей «майских указов» у регионов не было. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования являются объективным основанием для пересмотра методики сбора и оценки статистической информации по вопросам оценки среднего уровня оплаты труда по отраслям экономики. Выводы. Делается вывод об искажении отчетных данных, представленных регионами в качестве подтверждения достижения целевых показателей «майских указов» в части повышения средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования.